Деловые игры для студентов примеры менеджмент. Поиграем? деловая игра как метод обучения

СЦЕНАРИЙ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

ДЛЯ менеджеров отдела продаж

«Продажа, ориентированная на клиента»

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ:

Пошаговое прохождение существующего в Компании бизнес-процесса в области продаж.

Отработка навыков проведения переговоров с клиентами (работа с возражениями, аргументация экономических выгод и пр.).

Отработка согласования условий работы (контракта) с клиентами на основе принятой корпоративной стратегии.

Выработка и тренировка совместной стратегии взаимодействия специалистов по продажам Компании с клиентами.

ДЕНЬ 1-й – «Эффективное начало взаимодействия с клиентом»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

0. Объяснение

целей и формата

мероприятия,

запуск групповой

динамики.

- мотивация группы;

- определение форм

- взаимодействия внутри команд;

- разделение на группы.

- презентация тренера;

- обсуждение в группах;

- презентация результатов работы групп.

10.00 – 10.45

1. Цели и содержание деловой игры

- понимание роли клиентов;

- понимание факторов,

влияющих на работу;

- формулирование целей деловой игры;

- понимание содержания.

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

10.45 - 11.00

Кофе-пауза

2. Личный вклад продавца в процесс продажи

- Параметры личного вклада: объем, направление, качество

- Личные качества лежащие в основе личного вклада

- Управление личным вкладом

- презентация тренера;

- групповая дискуссия

11.00 – 11.45

3. Взгляд на партнера по переговорам, как на личность

- Формирование позитивной, профессиональной атмосферы

- Повышение интереса собеседника к обсуждаемым вопросам

- Внимательное отношение к реакции собеседника на переговорах

- Подтверждение собственного профессионального статуса

- Типология клиентов

- презентация тренера;

- составление «портретов» типовых клиентов

11.45 – 13.00

ОБЕД

3. Значение профессионализма в проведении переговоров

- Профессионализм в проведении переговоров с точки зрения экономической выгоды компании

- Суть переговорного процесса при обсуждении специализированных вопросов

- Задачи профессионала в общении с клиентом на переговорах

- презентация тренера;

- групповые переговоры по нейтральному кейсу;

-

14.00 - 16.30

Кофе-пауза

4. Подготовка к переговорам

- Определение цели переговоров

- Выяснение критериев, влияющих на принятие решений клиентом

- Прогнозирование и учет возможных возражений

- Проработка структуры беседы

- презентация тренера;

- фиксация материала

участниками.

16.45 - 17.15

5. Подготовка к переговорам (практика)

- Подготовка к взаимодействию с клиентом в рамках практического кейса (каждая команда участников получает описание типовой ситуации: 1. клиент − физическое лицо; 2. клиент − юридическое лицо)

- изучение кейса;

- работа в команде;

17.15 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1-го ДНЯ

17.45 -18.00

ДЕНЬ 2-й – «Создание условий для позитивного завершения переговоров по продаже»

Блок тренинга

Цель

Форма работы

Хронометраж

Определение формата 2-го дня

Презентация тренера.

10.00 – 10.15

6. Выяснение ситуации клиента

Основные области выяснения

Условия совершения сделки

Личные интересы представителя клиента

Алгоритм принятия решения

- мини-лекция

- разбор результатов с использованием видеосъемки

10.15 – 13.00

ОБЕД

7. Аргументация на переговорах по продаже

- Анализ свойств предложения, используемых в качестве аргументов на переговорах

- Аргументированное представление преимуществ и выгод на основе демонстрации экономического эффекта

- Эффективное представление аргументов и предложений

- Работа с возражениями клиента

- мини-лекция

- переговоры с условными клиентами в формате ролевой игры

- разбор результатов с использованием видеосъемки

14.00 – 16.30

Кофе-пауза

8. Составление коммерческого предложения с учетом особенностей клиента

- Коммерческое предложение как сумма достигнутых договоренностей

- Условия повышения вероятности принятия решения о покупке

- групповая работа;

- презентация условий коммерческого предложения с позиции соблюдения в них интересов компании

16.45 – 17.45

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 2-го ДНЯ

17.45 – 18.00

Описания программы деловой игры командообразования

Цель мероприятия:

Сплочение команды и формирования позитивной управленческой культуры.

Задачи мероприятия:

    повысить сплочённость команды;

    получить опыт эффективного взаимодействия в команде;

    усовершенствовать методы распределение обязанностей и ответственности, а также ролей между членами команды;

    объединение вокруг общей цели;

    избежание конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия;

    выработка совместных решений.

Время

Упражнение

Описание

Задачи, решаемые в процессе упражнения

15.00 – 15.20

Вступление

Вступительное слово представителя Компании и Консультантов.

    Презентация целесообразности мероприятия

    Постановка целей на предстоящее мероприятие

    Представление формата мероприятия

«Презентация»

Участники делятся на группы по 15-20 человек. В каждой группе участники делятся на пары. Сначала первый участник рассказывает второму самое главное о себе, потом они меняются. Далее первый участник презентует группе второго, а второй первого.

Знакомство участников;

Формирование дружеской атмосферы;

Устранение напряжения участников;

Установление контакта с группой.

16:00 – 16:30

«Спасение утопающих»

Упражнение происходит в группах по 15-20 человек.

У членов команды имеются небольшие площадки. Задача команды: удержаться всем вместе на минимальном количестве "плотов".

    Сплочение команды

    Выработка совместных решений

16.45 – 18.30

«Управленческая Башня»

Участники делятся на 2 команды. Участники занимают определенные роли в команде, в соответствии с этими ролями определяются их функции и ограничения (распределение людей по ролям происходит в соответствии с поставленной задачей).

Раздаются водные условия игры (в соответствии с ролями). Ставиться общая задача: Построить башню с определенными параметрами.

Вводятся правила коммуникации (общение вертикальное, горизонтальное только между топами).

    Понимание необходимости работать в команде

Выработка навыка эффективной коммуникации при решении групповой задачи;

Эффективное принятие группового решения;

Избежание конфликтных ситуаций в ходе принятия совместного решения.

18:45 – 19:45

Выработка правил эффективной работы в команде в финансовом блоке.

Выработка критериев эффективности команды. Постановка целей для команды.

Участники делятся на минигруппы. Каждая минигруппа вырабатывает на основе своего опыта и опыта, полученного в ходе упражнений свой набор правил. Далее правила презентуются группами друг другу, сводятся в единый список, утверждаются группами.

    Навыки коммуникации в команде

    Навыки презентации

    Навыки принятия решений в команде.

19:45 – 20:00

Подведение итогов

    Резюмирование пройденного материала и достигнутых успехов

    Выработка краткого плана действий по достижению желаемых целей.

Деловые игры разрабатываются под конкретную команду, для достижения конкретных результатов.

Разработка сценария деловой игры под потребности Заказчика за 3 дня. Стоимость проведения 30 000 руб / день Консультации по телефону бесплатно. Еще немного про деловые игры: Участники погружаются в заранее спланированную игровую ситуацию, со своими «подводными камнями», которая может моделировать непростые рабочие моменты. Деловая игра позволяет выйти из привычного ежедневного ритма, посмотреть на ситуацию с другой стороны, «поиграть» различными способами. Игровой процесс позволяет снять напряженность и в результате происходит более полное высвобождение потенциала участников, который потом закрепляется в реальных ситуациях. Очень хорошо под деловую игру моделируются «длинные» продажи, многоходовые комбинации, тендеры, оперативные разработки, где важно продумывать каждый шаг и вымерять каждое действие. Деловая игра органично включает в себя элементы бизнес-тренинга, группового и индивидуального коучинга, стратегической сессии. Деловая игра может моделировать те события, которые планируются в компании и есть возможность проанализировать действия и результат заблаговременно. Насколько деловая игра может быть легкой, сложной, где расставлены акценты и приоритеты – все это изменяемые параметры, в зависимости от потребности организации и уровня участников. В этом формате можно сделать все: менеджеру дать почувствовать себя директором, производственнику продавцом, продавцу владельцем. Деловая игра может дать возможность больше понять другого человека, взглянуть на бизнес под другим углом. Ход деловой игры всегда может уйти туда, куда нужно организатору. Мы можем столкнуться с определенной проблемой в игровой, эмоциональной форме и сразу найти пути ее решения, инновационным, не рутинным способом. В деловой игре очень ярко проявляются личные качества участников, поэтому часто этот формат сопрягается с оценкой персонала на определенные компетенции. Например, при формировании кадрового управленческого резерва, так как в групповой работе деловой игры, неизбежно проявление лидерских и организационных качеств, ориентацию на результат и достижения. Деловая игра позволяет объединить коллектив и взглянуть на скрытые противоречия, заложенные в нем.

Несмотря на то, что процедура деловой игры существует не первый десяток лет, сейчас корпоративные деловые игры (КДИ) - это новый ответ на вопросы: «Как прогнозировать развитие бизнес–событий?», «Как влиять на организацию и рынок?», «Как развивать и обучать персонал?» Корпоративная деловая игра - это полномасштабное мероприятие, рассчитанное по времени на 8 - 36 часов групповой работы, имеющее единую задачу и структуру проведения. (Здесь не обсуждается деловая игра, как элемент тренинга). Деловая игра – это условное воспроизведение, имитация, моделирование реальной ситуации, реальной деятельности, которую осваивают участники. Разумеется, темы КДИ могут быть разными. Чаще всего темы связаны с планируемыми в компании изменениями: новые бизнес-процессы, новые подразделения, расширение ассортимента, выход на новые рынки, слияния, необходимое командное взаимодействие и др. Темы практически не ограничены, главное - возможность их описать и структурировать. В корпоративной деловой игре моделируется процесс деятельности руководителей и специалистов, где организация рассматривается как единое целое, состоящее из частей. Апогеем КДИ является полная имитация внедряемых компанией изменений с применением масштабирования времени! Количество персонала, которое участвует в корпоративной деловой игре, от 6 до 300 сотрудников, которые действительно задействованы в прорабатываемых задачах. Как создаются корпоративные деловые игры? Это творческий процесс в котором участвуют две стороны: разработчики игры (представители тренинговой компании) и постановщики задач (сотрудники компании). Причем задача на проведение КДИ должна быть одна, например, отладить взаимодействие двух структур (компаний, подразделении и др.) или отработать бизнес-процессы при освоении нового региона, нового продукта и др., а подзадачи, решаемые в процессе КДИ, более многообразны. Например, подзадача контроля, постановки задач, передачи информации и др. В КДИ за счет прописывания бизнес процессов можно действительно понять и увидеть реальность исполнения, где есть ошибки, где есть избыточность и где есть недостаточность действий или ресурсов. Запрос клиента необходимо тщательно изучить, после чего воплотить задачу в деловую игру, которая является подобием реальной бизнес–жизни. Таким образом, у клиентов появляется возможность как посмотреть, что происходит сейчас, так и понять, какие изменения провести, чтобы компания функционировала максимум продуктивно. И, наверное самое важное, прямо в деловой игре осуществляются преобразования как в людях, так и в организации, которые ведут компанию к новым результатам! В чем преимущества КДИ для компании? Мы считаем, что преимущества КДИ следующие.

1.Совместность, всеобщность, сплочённость. Эффект кирпичной стены. В ходе выполнения деловой игры сотрудники не просто участвуют, как в обычном упражнении, они проживают этот момент, эмоционально вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально. В процессе работы увеличивается сплочённость, эффективное достижение результата невозможно без участия всех участников тренинга. «Для того чтобы построить крепкую стену дома необходимо, чтобы каждый кирпич занимал своё место», без участия всех невозможен успешный результат. И в игре это очень чётко ощущается, чувствуется каждым.

2.Обучение происходит совместно, одновременно, но целенаправленно. Эффект муравейника. Деловая игра предполагает обучение в едином ритме для всех участников, однако, помимо совместной, каждый выполняет и свою чётко обозначенную роль, что предполагает: работу в разноплановом режиме, в командном режиме, в режиме самостоятельной деятельности. Эти направления усиливают воздействия на участника и предполагают от него максимальную отдачу.

3.Общение в процессе игры максимально приближено к реальной жизни. Эффект перехода от карты к кладу. Деловая игра реальна для участников на момент её проведения. На момент игры люди видят друг друга в ролях, и как следствие, взаимодействуют друг с другом на уровне жизненных отношений.

4.Индивидуальность предлагаемой игры и возрастающая эффективность. Эффект сита, отсев шелухи. Деловая игра увеличивает эффективность в случае её индивидуальной, персонализированной разработки, так как возвращает людей в реальные условия их непосредственной деятельности, выявляет возможную проблематику. Она способна выявить реальную конфликтность, сложности и моменты длительных согласований. Это помогает выявить реальные факты, мешающие дальнейшему возможному развитию, и разрешить их или обозначить в ходе общего группового анализа.

5.Цельность, целостность и длительность игры. От одного ростка к лесу. Целостность КДИ и последовательность позволяет воссоздать всю гамму корпоративных отношений, возможностей и сложностей. Шаг за шагом, продвигаясь в моделировании, мы создаем полную картину.

И в конце мы хотим привести несколько примеров КДИ, которые были реализованы для клиентов. На этих примерах, можно схватить суть и понять сущность корпоративный деловых игр. КДИ «ОСВОЕНИЕ НОВОГО РЕГИОНА» Концепция КДИ и описание логики развития событий. КДИ строится и развивается как моделирование развития нового региона. Несколько конкурентов одновременно выходят на рынок с продуктовой линейкой, которая на 80 % совпадает по характеристикам, а на 20 % отличается. То же процентное соотношение характеризует и преимущества компании. КДИ проходит как ряд закономерных для становления и развития стадий регионального представительства. Тренер по ходу игры перед каждым логическим блоком делает теоретическую вставку на ту или иную тему. Затем дается вводная, которая описывает, во-первых, состояние внешней среды, во-вторых, цели, которые ставит центральный офис. Затем дается определенное время на планирование и реализацию тех или иных действий. В деловой игре применяется масштабирование времени, когда, к примеру, каждые 10 – 20 минут в игре равны одному месяцу в реальной жизни. Таким образом расставляются ключевые точки, контролирующие успешность деятельности той или иной компании. После каждого этапа развития компании (логического блока деловой игры) производится подведение итогов с начислением командных и индивидуальных баллов, что отражается на специальном показательном игровом листе. Также рассматривается поведение той или иной команды с анализом и рекомендациями на будущее. Заканчивается каждый блок, как и начинается, теоретической вставкой. Деловая игра в целом завершается общим подведением итогов, награждением победителей и постановкой целей на саморазвитие и развитие подотчетного региона. Что получают и чему обучаются участники.

Модель поведения в реальных условиях.

Теоретическое обоснование методов конкурентной борьбы.

Навыки самоуправления и управления командой в условиях, приближенных к реальным.

Обратная связь (как количественная, так и качественная) о своих преимуществах и слабых местах.

План собственного развития.

Логические блоки деловой игры.

1.Анализ рынка и постановка целей.

Анализ рынка, SWOT-анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).

Поиск дилеров, изучение слабых и сильных сторон.

Исследование субдилеров.

Исследование потребительского спроса.

Постановка задач и целей.

Типы и подчиненность целей:

§стратегические цели,

§тактические цели,

§оперативные цели.

Планирование ключевых областей деятельности и модель SMART.

2.Выход на рынок.

Последовательность шагов.

Выбор и реализация стратегии взаимодействия с дилерами.

Договор и договоренности с дилерами.

Контакты с субдилерами.

3.Рост представительства.

Понимание конкурентной позиции и маркетинговой стратегии.

§Лидер, претендент на лидерство, развивающаяся компания, подражатель, занимающий нишу.

Разработка тактических способов реализации стратегии.

Конкурентный анализ с выработкой связанных действий.

§Угроза со стороны новичков рынка.

§Рыночная сила клиентов фирмы.

§Угроза товаров-заменителей.

§Интенсивность соперничества между конкурирующими фирмами.

Влияние на канал сбыта.

§Стратегии проталкивания и протаскивания.

§Оказание влияния на дилеров и субдилеров.

4.Зрелость. Позиционирование компании и товара – выделение отличительных устойчивых преимуществ по отношению к конкурентам в глазах клиентов.

Позиционирование товара/услуги для выделенных целевых сегментов.

Обучение дилеров и субдилеров позиционированию.

Технологии стимулирования сбыта.

Стимулирование дилера.

Стимулирование субдилера.

Описание бизнес-процессов в продажах. Оптимизация информационных потоков. Территориальный анализ и классификация заказов.

АВС – анализ (однофакторный).

Портфельный анализ (двухфакторный).

Классификация подходов к личным продажам и осознание собственной роли.

Торговля, стимулирующая отклик.

Торговля, ориентированная на удовлетворение потребностей.

Торговля, ориентированная на решение проблемы.

Консультативная торговля.

Планирование стратегии торгового процесса (от незнакомого клиента к постоянному). Планирование стратегии ведения переговоров во время встречи (от приветствия до прощания).

5.Сложные рыночные ситуации, кризисы, неожиданные действия конкурентов, клиентов (на примере данного блока рассматривается такая тема, как сэлфменеджмент, потому что именно в сложных ситуациях проявляется способность человека управлять собой и окружающим). Планирование и постановка целей.

Основные характеристики целей. - Оперативные, тактические и стратегические планы. - Понимание ключевых областей деятельности. - Оценка персонала.

Самостоятельная постановка задач.

Время выполнения. - Реальность выполнения. - Четко сформулированный ожидаемый результат. - Описание средств решения задачи и их доступность. - Описание алгоритма решения задачи (в случае если задача не творческая). - Привлекательность.

Принятие решений.

6 шагов принятия решения. - Ошибки при принятии решения.

Контроль и оценка деятельности.

Методы контроля. - Правило минимизации.

КДИ «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» Концепция проведения. КДИ «Эффективное взаимодействие» нацелена на развитие взаимодействия двух компаний (поставщик - клиент, компания – дистрибьютор и др.) или отделов внутри компании (отдел маркетинга – продажи и др.) и любых других структур. КДИ «Эффективное взаимодействие» позволяет моделировать взаимодействие двух (трех или более) структур, проводить диагностику сильных и слабых мест, создавать новые технологии взаимодействия. В процессе реализации деловой игры происходит отлаживание, шлифование необходимых связей, участники приобретают необходимые коммуникативные и когнитивные навыки, которые способствуют взаимодействию. Одно из свойств деловой игры - универсальность, которая позволяет переносить задачи в режим реального игрового проигрывания, в котором происходит как решение, так и дальнейший анализ причин. Задачи, решаемые в деловой игре, есть действующие задачи, которые необходимо прорабатывать для повышения эффективности работы компании. Структура игры и ее основные элементы зависят от непосредственно поставленной задачи, количества и уровня участников и др. Основные блоки деловой игры.

1.В деловой игре «Эффективное взаимодействие» используется, как основа, необходимый теоретический материал, создается новый игровой мир, где группа делится на 3-5 отдельных государств. В данном упражнении обязателен вклад каждого участника. Возрастает ценность личного вклада каждого в командную работу. Индивидуальная заинтересованность в создании проекта вызывает вовлеченности участников ко всему процессу тренинга.

2.Внедрение объективных элементов в созданный игровой мир: название государства, его история, отношения с местными жителями, политический строй, этика и нравственность, экономика, полезные природные ресурсы, культура, валюта государств, формы приветствия и прощания между местными жителями и так далее. Соотнесение абстрактного и реального. У команд, создавших свои государства, появляется ощущение ценности, сопоставления реального и вымышленного, т.е. себя и своего творения.

3.Создание взаимодействия между игровыми государствами и командами, проведение внутренних игр, например:

oпереговоры между делегатами за торговлю ресурсами, отстаивание индивидуальных интересов игровых государств на общем «мировом» уровне,

oпереговоры о курсах валют,

oпереговоры о технологиях взаимодействия.

4.Усиление сплочённости внутри команд, отстаивание интересов, возможные проблемы, возникающие в ходе переговоров, воспринимаются более остро, личностно и эмоционально. Трудности, возникающие на данном уровне, отражают реальные сложности как системного, так и личного характера.

5.Анализ реальных результатов. Соотнесение их с возможными и прогнозируемыми. Присвоение игровых командных очков, усиливающих дух соревновательности, конкуренции. В дальнейшем система игровой оценки длится до конца деловой игры, что является сильным мотиватором и дополнительным связующим звеном. Возрастание желания победить. Сопоставление реальных результатов и стремление выполнять деятельность эффективнее.

6.Продолжение групповой игры и включение реальных элементов из жизни. Внедрение в процесс работы задач, направленных на решение вопросов, связанных с непосредственными примерами из сферы деятельности компании. К примеру:

Заключение договоров на поставку товаров. - Обсуждение логистических задач. - Создание банка хранения и обмена информации. - Объединение и разделение территорий, ответственностей и полномочий. - Слияние компаний. - Передел функций.

7.Погружение участников в действительность. Усиление взаимодействия. Диагностика реальных сложностей. Нахождение путей и способов новых действий. Обучение новым коммуникативным и когнитивным технологиям. Рассмотрение нюансов, учет индивидуальных личностных особенностей.

8.Большое заключительное задание, требующее от участников применения всех имеющихся ресурсов для реализации эффективного результата. За счёт полного вхождения в игровую форму взаимодействия участники максимально точно отражают реальные моменты из рабочей практики. Моделируется реальное состояние дел. Где у каждого есть свои обязанности, отражаются передаточные звенья, рассматривается время и энергия каждого задания. Назначается масштаб времени (к примеру, 1 минута равна 3, 6, 12 часам). Запускается механизм взаимодействия. Видно многое. Кто бездействует, кто вовлечен, какие звенья прочные, какие разрываются. Где перегрузка управленческих, денежных и товарных потоков, что простаивает. Максимальное моделирование реальности!!!

9.В заключительном обсуждении - полный анализ всего процесса игры, сложностей и вариантов, предлагаемых участниками. Рассматриваются люди и технологии, плюсы и минусы, возможности и опасности. Неоценимый анализ. Перенос на реальное взаимодействие. Постановка целей на будущее.

Программы подобного формата мы называем «Генштаб» , поскольку управленческая команды (команд руководителей) по сути работает как «штаб», организуя и координируя деятельность остальных бизнес-единиц (проектных команд).

В программу «Генштаб» включена работа со следующими темами: интегрирование корпоративных ценностей (в поведенческих проявлениях), лидерство, формирование культуры поддержки Лидера, наставничество и конструктивная обратная связь, процессы управления (создание ИОД, целеполагание, организация, координация, мотивация, контроль)

Преимущества такого подхода:

    Повышается реалистичность деятельности участников программы (ближе к бизнес-среде), прошлый опыт управленцев востребован и используется, полученный на программе опыт переносится на бизнес-деятельность.

    Управленческая команда, действуя у всех на виду и демонстрируя эффективную и результативную работу, повышает свой авторитет среди персонала. Кроме того, участники управленческой команды, выступая в качестве примера, могут транслировать сверху вниз подходы и методы работы, стандарты поведения и взаимодействия, корпоративные ценности и философию.

    Совместный успех является результатом объединения усилий ВСЕХ участников программы, как следствие повышается мотивация на совместную работу, развивается чувство «мы», усиливается отождествление себя с компанией.

Еще одним вариантом игр, моделирующих решение задач полного управленческого цикла, но уже с творческим «уклоном», являются программы типа «Снимаем кино» и «Формула-1».

    В интернете сегодня много материала по тренингам и деловым играм на разные темы. Однако, как ни странно, найти , направленных на тему качества передачи информации и постановки задач, не так просто. Особенно, если это не выдуманные тренерами игры, часть из которых вообще не применялась на практике.

    Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации. Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город на целых три дня: и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело.

    Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это уместно для новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг ).

    Так вот, покопавшись в интернете, ничего нового не нашел (удивлен). Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.

    В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике. Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

    Я выделил из собранных игр три группы:

    • Игры, направленные на умение передавать информацию.
    • Игры, направленные на постановку задач.
    • Игры, направленные на организацию командной работы с задачами.

    Игры, направленные на качество передачи информации

    Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.

    Существует множество вариаций игр на данную тему, но условно можно их сгруппировать в две группы: «что-нибудь нарисовать или собрать» и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги, либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют, чем нравится.

    № 1 – Собрать геометрическую фигуру

    Суть игры: заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п.). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму дают разрезанные части.

    Задача заключается в том, чтобы словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее). Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт). Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

    Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

    Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

    Ну а если картинок не оказалось, то можно…

    № 2 – Собрать фигуру из спичек

    Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек). На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки.

    Если человек не имеет терпения или не может последовательно излагать информацию, задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в «смогут или нет» - смогут. А вот как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

    № 3 – Нарисовать фигуру

    Опять все аналогично, только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге. Это задача более сложная, так как фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

    № 4 – Испорченный телефон

    Испорченный телефон – классическая всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее.

    Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника). Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

    Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

    В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

    В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт, занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

    Существуют «расширения» игры:

    Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

    Если возникли трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж). Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

    Игра на постановку задач

    № 5 – Спешащий руководитель

    Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (неважно куда: на самолет, экстренное совещание, главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (То есть цепочка Директор – секретарь – начальник отдела - сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

    Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге (это разные задачи и результат будет разный).

    Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть, даже в чем-то запутанная.

    Например: «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании «Бизнес-финанс». Там рядом будет отчет компании «Бизнес-формула», он мне не нужен, нужен только «Бизнес-Финанс». Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

    Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

    Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

    В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

    Игры, направленные на организацию командной работы с задачами

    № 6 – Собрать карты

    Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям. Если вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

    Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос, за сколько итераций.

    Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями.

    Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, у нас четыре отдела по три сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по четыре карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

    Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

    Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок. Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количество итераций.

    Цель: выполнить задачу, поставленную директором наиболее эффективным образом (за меньшее количество коммуникаций).

    Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки) и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, то есть каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться.

    Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

    Цепочка коммуникаций такая:

    • Директор общается только с руководителями отделов.
    • Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела или руководителями других отделов. Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему руководителю. Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего начальника.

    Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

    По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит проанализировать и некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

    Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

    № 7 – Пазлы

    Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды , то есть, руководителя тут нет.

    Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

    Цель: собрать как можно быстрее.

    Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно. Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

    • Начинает собирать один, все ему только помогают.
    • Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом быстро состыковывают вместе.
    • Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

    Совет: не используйте сильно распространенные известные картинки. Бывают случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал:). Так просто неинтересно получится.

    Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

    Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

    Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

    В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

    Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

    Рефлексия: (5 минут)

    Вопросы для обсуждения.

    Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

    Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

    Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

    Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

    Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

    Список эмоций.

    Удивление.

    Сожаление.

    Разочарование.

    Подозрительность.

    Холодное равнодушие.

    Спокойствие.

    Заинтересованность.

    Уверенность.

    Желание помочь.

    Усталость.

    Волнение.

    Энтузиазм.

    Рефлексия: (5 минут)

    Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

    В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

    Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

    Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

    Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

    Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

    Рефлексия: (5 минут)

    Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

    Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

    Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

    Эти правила таковы:

    Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

    Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

    Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

    Заходят Земляни.

    Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

    Рефлексия: (10 минут)

    Как вы себя чувствуете?

    Что сейчас происходило?

    Вопросы к «землянам»:

    Что помогло группе прийти к решению?

    Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

    Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

    Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

    Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

    Рефлексия: (5 минут)

    Что вы чувствовали, выполняя упражнение?

    Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что ведение беседы – настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми – друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

    Важнейшая невербальная составляющая процесса общения – умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все – глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату.

    Деловая игра «умение слушать» (25 минут)

    Участники группы сидят в кругу.

    Инструкция: Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней до макушки. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг: какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...

    А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

    Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 3-4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе.

    (После того как группы сформировались.)

    Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты.

    Рефлексия: (5 минут)

    В какие моменты вы переставали слушать?

    Деловая игра Деловая игра средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.


    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ В деловой игре можно выделить следующие этапы: 1. Введение в игру. 2. Разделение студентов на группы. 3. Изучение ситуации (сценария). 4. Обсуждение ситуации в группах. Разработка групповой структуры. Распределение ролей внутри группы. 5. Игровой процесс (анализ ситуации, разработка долгосрочных планов, принятие решения, его оформление). 6. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценки исполнения ролей студентами. 7. Разбор оптимального варианта. 8. Общая дискуссия.


    Пример деловой игры БАШНИ. Материалы: газеты, картон, клей, скрепки, скотч Необходимое время: 1 час 15 минут Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать ситуацию работы в команде, преодоление коммуникационных барьеров между участниками. Эта деловая игра используется для побуждения игроков задуматься о факторах, как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Размер группы: Группу хотя бы из 12 человек. (То есть две команды как миниум) Условия: классная комната, комната для семинаров или конференц-зал при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». 1 этап: Участники делятся на команды путем жеребьевки. Это отделы допустим строительной компании. Заказчик хочет построить 4 башни. Условия: красота, устойчивость (должен простоять более допустим 3-х мин), высота макета (более допустим 1.50м)


    Пример деловой игры БАШНИ. 2 этап: Каждая команда сейчас проектирующий отдел - создает проект своей башни. Время 0:30 Задача: Команда создает проект башни на бумаге. Условия проведения игры: Каждые 10 мин - представители отделов могут проводить встречи. Другое общение команд - отделов запрещается. 3 этап: Технологию передаём по кругу следующей команде. Теперь нужно построить по описанию технологии БАШНЮ. Время 0:30 Задача: построить макет по инструкции. Общение между командами запрещено. Выдаются материалы: бумагу, скотч, ножницы (все одинаково обеим командам). НЕЛЬЗЯ ПРИМЕНЯТЬ ДОП. МАТЕРИАЛЫ для создания башен! 4 этап: Приём башен. Время 0:15. Приём макетов, построенных по инструкции. Заказчик просит быть экспертами следующую команду по кругу. Сделать презентацию её достоинств и недостатков. Анализ команд по критериям совместной работы. Что помогло построить башню, что мешало? Какая была у вас стратегия? На что обратили внимание, во время работы? Кто показал себя с другой стороны? Что важного было? Как этот опыт можно использовать в работе? Напоминало ли это рабочий процесс в вашей компании?


    ДИ «Министры и конструкторы» Цель игры: установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния; научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на собеседника. Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями. Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы: Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»? В каких случаях отказывать было сложнее? Как звучал самый примитивный отказ? Как выглядел самый блестящий отказ? В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих ролях? Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?


    ДИ «РЕКЛАМНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МЕНЕДЖЕРА ФИРМЫ» Цели и задачи деловой игры Деловая игра «Рекламное выступление менеджера фирмы» может быть проведена после того, как студенты прослушали лекции о требованиях, предъявляемых к персоналу управления коммерческой фирмы. Сущность деловой игры состоит в том, что студент-участник игры, работая над вариантом своего рекламного выступления на ТВ, радио или в аудитории, должен продумать язык и стиль, манеру поведения, а самое главное - четко представлять конкретное содержание своего выступления. Все это должно быть увязано с поставленными целями и задачами и составом аудитории. Во время деловой игры у студентов вырабатываются навыки избирательного поведения в определенной аудитории, умение ориентироваться на круг интересов и уровень слушателей.


    Порядок проведения деловой игры 1-й этап: ввод в тему и объяснение ее сущности, регламентация игры. 2-й этап: формирование команд, процесс игры, подведение итогов. 1-й этап: во вводном слове преподаватель говорит о цели деловой игры, правилах ее проведения. На примерах показывает, как надо менять композицию, содержание и форму, тон выступления в зависимости от аудитории и средства массовой информации. В студенческой группе желательно создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания и живого интереса. Затем выбирается тема для рекламного выступления, например производимая фирмой продукция или услуги, оказываемые населению, их качество, цена, спрос и т.д. Это может быть информация о свободных вакантных должностях и требованиях, предъявляемых к кандидатам на работу в данной фирме. Преподаватель предлагает 2-3 темы, и студенты выбирают одну из них для группы. Затем определяются возможные типы аудиторий, категории слушателей (бизнесмены, покупатели, госчиновники и т.д.).


    Сценарий деловой игры 2-й этап (следующее занятие): из студентов группы выбираются выступающие. Их количество определяется числом предполагаемых аудиторий или средств массовой информации. Назначается экспертная комиссия, куда должны входить: эксперт по содержанию; определяет качество сценария, актуальность выступления, правильность целевой установки, ее соответствие аудитории; эксперт по ораторскому искусству; характеризует общую культуру речи, манеру изложения материала; эксперт по восприятию речи; дает оценку стилю, темпу и тону речи, манере держаться перед аудиторией; эксперт, оценивающий качество факторов и аргументов, их целесообразность и соответствие уровню и интересам аудитории.


    Сценарий деловой игры. В ходе подготовки выступающие составляют план по теме, обозначают главные моменты, "опорные точки" своего рекламного выступления. После "настройки" каждому из участников игры дается 10 мин для рассказа о том, как он собирается строить свое выступление, каковы будут зачин, язык, стиль, темп речи, жесты, манера, какие будут привлечены факты, примеры и т.п. Выступающий сообщает форму своего выступления: рассказ о фирме, вопросы и ответы, мини-беседа с последующим диспутом, просто разговор и т.п. Свой выбор выступающий обосновывает: он кратко характеризует воображаемую аудиторию и особенности иллюстративного материала. Во время выступления студенты должны играть роль той аудитории, которая по игре досталась выступающему: поведением, вопросами и т.п. Внимательно слушающие эксперты готовятся "выставить" оценки по пятибалльной системе (карточки с цифрами от "1" до "5" должны быть заготовлены заранее). При необходимости члены экспертной группы комментируют выставленные оценки.


    Подведение итогов деловой игры После выступления всех участников деловой игры преподаватель выступает с заключительным словом, дает оценку игре в целом (и "менеджерам", и "экспертам"), предоставляет слово счетчику, который называет общую сумму баллов, набранных каждым участником деловой игры. Деловая игра занимает от двух до четырех часов учебного времени.

    Программное и коммуникационное обеспечение

    Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    Основная литература

    1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебник. -М.: ИНФРА-М, 2007. -295 с.

    2. Борисова Е. А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е. А. Борисова. -СПб.: Питер,2005. - 208 с.

    3. Ведение переговоров и разрешение конфликтов / Пер. с англ. -М.: Альпина БизнесБукс, 2006. - 226 с.

    4. Горфинкель В. Я. Коммуникации и корпоративное управление / В. Я. Горфинкель,В. С. Торопцов, В. А.Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2005. с.127

    5. Зверицев А. Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера PR /А. Б. Зверицев. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 286 с.

    6. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э. А. Уткин; Ассоциация авт. и изд. «ТАНДЕМ». -М.: Экмос, 2001. -351 c.

    7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А. П. Панфилова. -СПб.: Знание, 2005. - 495 с.

    8. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер / Г. Г. Почепцов. - 2-е изд., испр. и доп. - [Б. м.: Б. и.], б/г. - 256 c.

    Дополнительная литература

    1. Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О. А. Баева. 4-е изд. - М.: Новое знание, 2003. -368 с.

    2. Блэк, С. Паблик рилейшнз / С. Блэк; Пер. с англ. - М.: Сирин, 2003. - 201 c.

    3. Гликман, Р. Главный навык высокоэффективных людей. Оптимальное мышление / Р. Гликман. -СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 256 с.

    4. Гришина, Н. В. Психология конфликта: хрестоматия / Н. В. Гришина. - 2-е изд., доп. -М.; СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 477 с.

    5. Дик, У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 188 с.

    1. http://www.humanities.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

    2. http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык для всех».

    3. http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

    4. http://www.slovari.ru – Словари русского языка.


    Цель деловых игр: Развитие коммуникативных навыков.

    Задачи:

    Обучить эффективным способам общения.

    Развить умение находить подход к людям

    Отработать навыки убеждения

    Отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции

    Подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации

    Развитие умения невербального средства общения.

    Требование к участникам:

    Занятия рассчитаны на студентов.

    Количество 15-20 человек.

    Деловая игра «Завтрак с героем»

    Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

    Упражнение «Дополнительное рисование»

    Деловая игра «Леопольд»



    Цель: отработать навыки убеждения, умение находить подход к людям.

    Деловая игра «Передать одним словом»

    Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.

    Оборудования: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций.

    Деловая игра «Всеобщее внимание»

    Цель: – развитие умения невербального средства общения.

    Деловая игра «Три закона общения»

    Цель: развить навыки невербального общения, групповой дискуссии, логического мышления.

    Деловая игра «Моя проблема в общении»

    Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении.

    Оборудование: бумага, ручки.

    Краткое описание деловых игр

    Спор практически невозможно выиграть. Если вы из спора выходите победителем, то теряете друга, партнера по сделке. Это естественно, поскольку человек чувствует себя неуютно, проиграв в споре.

    Однако собеседника можно убедить, найти аргументы в пользу своей позиции.

    Деловая игра «Завтрак с героем» (30 минут)

    Необходимый материал. Бумага, карандаши.

    Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

    Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будите встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

    Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

    Теперь четвертки объединяются между собой и в течении 2 минут выбирают одного героя.

    А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

    Рефлексия: (10 минут)

    Почему остался именно этот герой?

    Легко было уступать и почему вы уступали?

    Упражнение «Дополнительное рисование» (25 минут)

    Цель: выявить склонность к неуверенности.

    Материалы: цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

    Процедура: лист бумаги посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

    Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

    При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых студентом при дополнении чужого рисунка, дефицит места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

    Деловая игра «Леопольд» (25 минут)

    Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

    Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

    Преподаватель напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

    В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

    Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

    Рефлексия: (5 минут)

    Вопросы для обсуждения.

    Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

    Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

    Деловая игра «Передать одним словом» (20 минут)

    Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

    Теперь я перемешиваю карточки и еще раз вам раздам их.

    Та же задача только теперь читаем короткий стишок «уронили мишку на пол».

    Список эмоций.

    Удивление.

    Сожаление.

    Разочарование.

    Подозрительность.

    Холодное равнодушие.

    Спокойствие.

    Заинтересованность.

    Уверенность.

    Желание помочь.

    Усталость.

    Волнение.

    Энтузиазм.

    Рефлексия: (5 минут)

    Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

    В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

    Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

    Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть неречевая форма общения, взаимопонимания.

    Деловая игра «Всеобщее внимание» (10 минут)

    Всем участники игры выполняют одну и ту же простую задачу любыми средствами, не прибегая к физическим действиям и не разговаривая, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.

    Рефлексия: (5 минут)

    Кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет, каких средств?

    Деловая игра «Три закона общения» (15 минут)

    Группа делится на 2 равные части (земляне и инопланетяне). Земляне выходят за пределы аудитории. Даю оставшимся инопланетянам инструкцию: “На вашу планету прилетел корабль Землян. Их задача любым способом выяснить те правила, по которым вы общаетесь с гостями планеты.

    Эти правила таковы:

    Землянам мужского пола могут отвечать только особи женского пола вашей планеты, и на все вопросы только «да»

    Землянам женского пола на все их вопросы отвечают только инопланетяне мужского пола, и всегда «нет»

    Контакты между особями одного пола с разных планет невозможны (отказ демонстрируется невербально, без слов, но выразительно).

    Заходят Земляни.

    Для Землян инструкция: «Вы прилетаете на планету инопланетян, на которой действуют 3 закона общения. Вы можете, каким угодно способом вступать в контакт с Инопланетянами. Ваша задача – понять эти 3 закона. У вас есть для этого максимум 15 минут, но вы можете остановить игру, если будете готовы дать ответ раньше».

    Рефлексия: (10 минут)

    Как вы себя чувствуете?

    Что сейчас происходило?

    Вопросы к «землянам»:

    Что помогло группе прийти к решению?

    Что бы вы сделали по другому, если бы вам пришлось снова выполнять подобное упражнение?

    Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?

    Деловая игра «Моя проблема в общении» (20 минут)

    Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению.

    Рефлексия: (5 минут)

    Что вы чувствовали, выполняя упражнение?