Этика бизнеса: главные условия и принципы. Введение Инструменты реализации этики бизнеса

Целью написания реферата являлся анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России.

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

    правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического

релятивизма, согласно которой для каждой референтной

группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем

поведении ориентируется данный субъект) характерны свои

особые этические нормы;

    этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе.

Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
  • попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.

Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:

  • традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
  • «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.

Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:

  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.

В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:

  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.

Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:

  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.

За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

  • Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
  • Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
  • Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
  • Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
  • Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.

Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

  • Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
  • Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
  • «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.

Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:

  • помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
  • выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
  • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
  • отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
  • будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
  • не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
  • помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
  • чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
  • воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
  • согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
  • в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
  • руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
  • высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
  • будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
  • помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
  • будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
  • не страшитесь талантливых подчиненных;
  • предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
  • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
  • сочувствие часто ценнее денег;
  • умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

Этика бизнеса как отдельная научная отрасль возникла в США во второй половине прошлого века и уже к 70м годам развивалась «семимильными шагами». Ее возникновение и развитие было обусловлено возникшей общественной потребностью осмыслить те морально-нравственные нормы и отношения, которые возникли в предпринимательской или бизнес-среде. А если быть точным, то ближе к середине 20 века все чаще стали обнаруживаться факты коррупции среди американских госслужащих. Это повлекло за собой понимание того, что нарушение этических норм отдельными лицами чревато разрушением социальных связей, а также подрывом доверия к бизнес-сообществу в частности и к государству в общем.

Конечно, естественное развитие нравственности и деловой морали, применяемых в мировой и отечественной бизнес-практиках, происходило значительно раньше - одновременно с развитием предпринимательской деятельности в социуме формировались и утверждались морально-этические точки зрения на деловые взаимоотношения.

Но именно в последние годы этика бизнеса привлекает сосредоточенное внимание все большего количества социологов и исследователей, управленцев и менеджеров, представителей общественных организаций и др. Курсы по основам деловой этики сегодня читаются практически в каждой школе бизнеса. Современная деловая среда, а также ее бизнес-сообщества (бизнесмены и предприниматели всех уровней, политические деятели, представители общественных и некоммерческих организаций) все больше понимают назревшую необходимость в увеличении степени моральной ответственности на всех ее уровнях, поскольку именно такого рода ответственность является ценной составляющей бизнеса с максимально высокими показателями рентабельности.

Принципы современного бизнеса среди прочего включают в себя оценку репутации деловых партнеров, следование этическим нормам взаимодействия и сотрудничества, корректность и этическую целесообразность применения санкций и т. д. Также все большее значение приобретает социальная ответственность бизнеса, подразумевающая под собой улучшение благосостояния общества, соблюдение законодательства, выполнение взятых на себя обязательств.

Так, постепенно этика бизнеса приобрела статус актуальной научной дисциплины, сферой применения которой стало понимание возможных последствий принятых или принимаемых управленческих решений.

В реальной жизни под этикой бизнеса понимается достаточно сложное сочетание смежных дисциплин. Этим и объясняются сложности в ее хотя бы условной классификации, систематизации, а также в теоретическом освоении и даже в понимании.
При современном подходе, бизнес-этику принято рассматривать на стыке таких наук, как культурология, психология, социология, философия и др. Ученые и общественные деятели, занимающиеся изучением этого вопроса, определяют эту научную отрасль исходя из того, какая из общественно-социальных наук лежит в ее основе.

Однако, сегодня под этикой бизнеса традиционно понимается соблюдение морально-этических принципов при самых разнообразных деловых обстоятельствах, а также возможные последствия от нарушения общепринятых этических норм и требований.

Этика бизнеса и ее предметная область

В весьма распространенном понимании под этикой бизнеса подразумеваются некие обычаи делового этикета или нормы служебного поведения. Такая точка зрения, безусловно, имеет право на существование, но она совершенно не отражает всего масштаба предметной области данной научной дисциплины. В действительности же, она является комплексным научным разделом, изучающим самые разнообразные проблемы, которые скрывает в себе деловая среда, а также этические аспекты деятельности таких экономических единиц, как индивид, обособленная социальная группа, организации и корпорации, государства и даже сообщества международного охвата.

Этика бизнеса изучает и исследует ценностно-нормативные стороны взаимодействия внутри бизнес-сообществ и между ними. Грани этого взаимодействия тесно связаны и являют собой огромный, просто гигантский комплекс смежных дисциплин, а спектр проблем, рассматриваемых этикой бизнеса обширен и разнообразен.

Например, деловая этика изучает такие вопросы, как:

  1. Социальная ответственность бизнес-сообществ;
  2. Модели социальной ответственности в отечественной и мировой практике;
  3. Cоциальная справедливость как гарант социальной ответственности бизнеса;
  4. Современный менеджмент и методы управления организациями;
  5. Морально-нравственные аспекты использования бизнес-информации и конкурентная борьба;
  6. Нарушения в части трудового законодательства и прав человека;
  7. Соблюдение или нарушение правоустанавливающих норм;
  8. Участие бизнеса в спонсорских или благотворительных проектах;
  9. Дискриминация по различным признакам;
  10. Морально-нравственный климат внутри организаций и модели поведения участников деловых сообществ;
  11. Коррупция, мошенничество, воровство в различных бизнес-отраслях;
  12. Проблемы теневых экономических взаимодействий;
  13. Нравственно-этические аспекты коммерческой рекламы;
  14. Принципы справедливой конкуренции и их нарушение;
  15. Нечестные методы ценообразования;
  16. и другие.

Взаимодействие деловой этики с другими научными областями

Поскольку этика бизнеса в своем общем понимании переставляет собой некий комплекс смежных дисциплин, то существует необходимость рассматривать отдельно элементы, ее образующие, взаимосвязь между ними, а также и возможные результаты от данного взаимодействия.

  • Взаимосвязь с философией

Традиционно этика, в том числе и деловая, рассматривается под углом зрения философских дисциплин, в основе которых лежит мораль и ее основные принципы. Нормы бизнес-отношений основываются, в том числе, и на нормах морали и нравственности, признанных в общечеловеческих отношениях. При этом несмотря на тесную связь с общечеловеческими морально-нравственными нормами, принципы деловых отношений могут быть обусловлены и профессиональными особенностями. Например, адвокатская практика предполагает неразглашение сведений клиента, даже если какие-либо факты из личной жизни клиента противоречат общепринятым морально-нравственным ценностям и нормам.

  • Взаимосвязь с социологией

Этика бизнеса развивается бок о бок с социологией в части социального взаимодействия между бизнес-средой и обществом в целом. К примеру, в данном случае особенно актуальна социальная ответственность бизнеса в любом своем проявлении.

  • Взаимосвязь с психологией осуществляется на уровне межличностного взаимодействия

Знание закономерностей и особенностей межличностного общения позволяет деловые взаимоотношения (с коллегами, партнерами, подчиненными, руководством, акционерами или учредителями, с клиентами и т. д.) выстраивать с большей эффективностью и успехом.

  • С культурологией деловую этику связывают культурные, национальные, религиозные и т. д. особенности взаимодействия, которые в ощутимой степени могут определять и влиять на нормы, порядок и принципы в бизнес-практике.
  • С конфликтологией деловую этику объединяет необходимость знать особенности и способы разрешения всевозможных корпоративных конфликтов как внутри любой организации, так и за ее пределами, во внешнем мире.
  • Взаимосвязь с основами менеджмента обуславливается необходимостью достижения конкретных бизнес целей в условиях острой конкурентной борьбы, используя имеющиеся экономические и социальные ресурсы.

Основные составляющие элементы этики бизнеса

Под элементами бизнес-этики понимаются некие социальные категории, определяющие ее основную суть.
Так, к основным элементам деловой этики относят:

  1. Принципы делового взаимодействия. Это основополагающие нравственные положения, имеющие непосредственное влияние на профессиональную деятельность. Очень часто основные принципы делового взаимодействия обсуждаются, коллегиально утверждаются и фиксируются в каком-то документе (например, декларация, хартия, кодекс или договор). Как правило, подобный документ не обладает каким-либо юридическим статусом, но неофициально ему все же присваивается «положение» некоего нравственного закона. Соблюдение принципов взаимодействия согласно основным правилам делового общения может гарантировать безупречную репутацию, имеющую колоссальное значение в бизнес-сообществе.
  2. Моральные общественные нормы. Нормы, регулирующие или регламентирующие взаимоотношения исходя из социальных и моральных принципов. Например, своеобразные и неписаные нравственные законы, которые воспроизводятся в обычном и повседневном поведении людей в определенном обществе.
  3. Общеустановленные правила поведения, предполагающие некую упорядоченную последовательность человеческих поступков в тех или иных обстоятельствах, независимо от того, постоянные ли это или измененные условия. Достаточно часто случается, что правила, с их нравственной точки зрения, вступают в противоречия с экономическими преимуществами. И в данном случае добросовестные бизнесмены принимают решения, руководствуясь моральными убеждениями.
  4. Принципы служебных взаимоотношений - общность морально-административных норм, обуславливающих характер взаимоотношения между руководителями и подчиненными, между коллегами, сотрудниками и клиентами и т. д.
  5. Межличностные отношения, которые обусловлены самыми разнообразными явлениями, возникающими по ходу развития деловых взаимосвязей.
  6. Права человека в рамках трудового и профессионального законодательства.
  7. Стиль руководства как один из элементов профессионально-деловой этики, так или иначе, сопряжен с формальными и неформальными правилами взаимодействия с подчиненными, коллегами, партнерами, клиентами, конкурентами и т. д. с точки зрения морально-нравственных аспектов сотрудничества и взаимодействия.
  8. Так же, как и стиль руководства, общая культура управления тесно сопряжена с этическими бизнес-нормами, предписаниями и условиями.
  9. Деловая этика в вопросах разрешения конфликтных и спорных ситуаций, являющихся практически постоянным спутником непрерывного взаимодействия между людьми.
  10. Деловая философия как элемент бизнес-этики предполагает под собой комплекс неких внутриличностных убеждений, которыми руководствуются бизнесмены или предприниматели в процессе свой профессиональной деятельности.

Безусловно, каждый из перечисленных элементов обладает собственным уникальным значением и прекрасно может существовать сам по себе без привязки к единому комплексу или своду морально-этических норм. Однако, находясь в тесной взаимосвязи между собой, любая социальная категория из перечисленных либо какая-то другая, не включенная в данный список, обретают дополнительную значимость и формируют достаточно сложную систему взаимоотношений, из которой, в свою очередь, и складывается бизнес-этика в ее традиционном понимании.

Функции деловой этики и ее структура

Принципы бизнес-этики, в первую очередь, опираются:

  • на уважение интересов своей организации;
  • на уважение интересов всех остальных участников рыночных отношений;
  • а также на признании общественных интересов в целом.

Социальная роль этических деловых взаимодействий выражается в возможности достижения благ предельно большим количеством соучастников рынка, а также в получении равнозначных возможностей доступа к ним.
Так, искажение рыночных отношений, повышение всевозможных рисков и трансакционных издержек вызывают такие действия, как:

  • несоблюдение прав;
  • хищение закрытой информации;
  • недостоверная реклама и ее распространение;
  • использование коммерческого шпионажа;
  • получение выгодных или привилегированных заказов, минуя тендерные процедуры;
  • многие другие.

Деформацию взаимоотношений на рынке труда вызывают такие явления, как дискриминация или практика по «переманиванию мозгов».

Вся эта и подобная ей практика дискредитирует этичные нормы поведения на рынке, разрушая его. Поэтому деловая этика в своей основе имеет некий социальный контракт (неформальное соглашение о приемлемых нормах поведения) и социальную ответственность бизнеса.
Говоря о структуре бизнес-этики, выделяют три иерархические ступени.

1. Гипернормы или уровень мирового масштаба. В основу этих норм заложены общечеловеческие ценности. И в самом лаконичном изложении их сводят к:

  • задачам, которые формулирует социальная бизнес-ответственность;
  • задачам, сопряженным с модернизацией технологических процессов и методами производства;
  • к вопросам по обращению с окружающей средой;
  • к проблемам, сопряженным с ростом доверия к бизнесу и с отказом от каких-либо противозаконных действий;
  • и др.

Особое значение предается моральным обязательствам организаций в отношении таких категорий, как покупатели и клиенты, партнеры и поставщики, работники предприятий, владельцы бизнеса и инвесторы, конкуренты, а также местное население.

2. Этические нормы в отраслевом масштабе или в диапазоне национальной экономики - макроуровень. К этому иерархическому уровню в общей структуре бизнес-этики относят этические нормы, применяемые или реализуемые в отраслевых либо национальных бизнес-сообществах. Говоря об этических нормах, деловая среда данного уровня чаще всего акцентирует внимание на сложностях в части уважения частной собственности, на проблемах честной рыночной конкуренции, на подлинности бизнес-информации, на существующих проблемах дискриминации по разнообразным признакам на рынке труда.

3. Морально-этические нормы в масштабах одной организации - микроуровень. На данном иерархическом уровне рассматриваются взаимоотношения между людьми в рамках деятельности одной отдельно взятой организации (сотрудники, клиенты, партнеры, поставщики, руководство, владельцы бизнеса и т. д.). На микроуровне чаще всего разрешают проблемы, связанные с личными этическими проблемами.

Законы деловой этики относятся к категории неписаных рыночных законов. Регулирование взаимоотношений, с точки зрения морально-нравственных норм, в какой-то степени имеет влияние на юридические, экономические, а также социально-психологические аспекты взаимодействия участников рынка.

Современный бизнес все больше стремится к следованию этическим нормам и правилам, понимая их важность не только с позиции общественного одобрения, но и с точки зрения возможных последствий в случае несоблюдения принципов морали и нравственности.

Многие хозяйствующие субъекты не могут в полной мере осознать суть термина «этика бизнеса». На самом деле эта дисциплина изучает главные принципы и правильность их применения. Бизнес-этика затрагивает различные отношения внутри одного коллектива, между руководителями разного ранга, а также между директорами фирм и компаний.

Руководящий состав крупных корпораций специально проводит семинары по обучению главным этическим правилам общения в коллективе. И это неудивительно, ведь от уровня воспитанности персонала, от во многом зависит престиж компании, ее репутация на международной арене. Этика бизнеса условно разделена специалистами на две основные категории: микро- и макроэтика. Последняя изучает сферу взаимоотношений между различными компаниями, крупными корпорациями и даже целыми государствами. Микроэтика рассматривает моральные отношения внутри определенного коллектива на разных социальных ступенях. Если говорить о взаимоотношениях на макроуровне, то можно выделить вертикальную и горизонтальную связь. Первая изучает взаимодействие различных по масштабу хозяйствующих субъектов и государства, то есть разных по социальному статусу организаций. рассматривает отношения между субъектами одного уровня, обладающими одинаковыми свойствами и характеристиками.

Этика в бизнесе базируется на основных принципах. Например, персональный принцип раскрывает, можно сказать, правила поведения каждого человека в социуме, то есть стандартные нормы, которые необходимо соблюдать. Они заложены с самого детства: всем детям с малых лет объясняют, что заботиться о благополучии близких людей важно. Любой ребенок слышал от родителей и преподавателей о необходимости уважать и ценить окружающих людей, быть честным в социуме, ведь только так можно добиться успеха и чувствовать себя достойным гражданином своей страны.

Этика в бизнесе подчиняется профессиональному принципу, который затрагивает отношения в более узком кругу. Крупные компании создают особый свод правил поведения в рабочей обстановке. Ведь способность гармонично осуществлять коллективную работу создает общее впечатление о фирме. В основном свод этических правил содержит базовые принципы поведения на рабочем месте. В первую очередь, сотрудник должен быть ответственным, честным, трудолюбивым и коммуникабельным. Кроме того, каждому человеку стоит понимать, что многие документы, используемые в работе, содержат строго а за ее разглашение может последовать серьезное наказание. Взаимоотношения в коллективе зависят от осознанности каждого сотрудника. Грамотный руководитель создает максимально благоприятные условия для отсутствия конфликтных ситуаций и развития дружественных отношений.

Этика бизнеса на макроуровне базируется на всемирном принципе. Он основывается на утверждении, что от нравственности и культуры каждого человека зависит сообщества, и каждый человек способен повлиять на окружающую действительность. Этические принципы на мировом уровне предполагают соблюдение законодательных норм каждым субъектом, его ответственность и понимание важности влияния конкретного индивида на социум. Можно много говорить о главных принципах этики на разных уровнях, но важно с малых лет понимать собственную ответственность за мировую культуру. А бизнес - важнейшая часть жизни, поэтому руководителям нужно не злоупотреблять полученной властью, так как они создают атмосферу в коллективе.

Современная наука выделяет три концепции рассмотрения этики бизнеса. Первый подход к изучению делового мира называется концепцией утилитаризма, согласно которой заведомо правильным и морально обоснованным считается действие, приносящее максимально возможную пользу. Следовательно, самым правильным и подходящим мероприятием развития бизнеса является то, которые приносит большую прибыль среди прочих альтернативных вариантов. Вторая концепция - этика бизнеса деонтическая, базируется на принципе правомочности каждого субъекта деловых отношений. То есть личность обладает своими правами и обязанностями, которые не могут быть нарушены. Соответственно единственно верным действием будет то, которое согласуется с правом человека, как личности, и не переходит установленные законом грани. Ну и третья концепция считается менее обширной, чем предыдущие, так как ориентируется в основном на взаимоотношение людей в социуме. Данную концепцию еще называют подходом справедливости, поэтому правильным будет то мероприятие, которое будет максимально честным и порядочным.

Этика бизнеса - это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемые вопросы в этике бизнеса являются следующими: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.

Среди теоретиков и практиков бизнеса в масштабе мировой экономики нет разногласий по поводу того, каким принципом должен открываться перечень этических принципов и норм, как для субъектов этики - отдельных сотрудников, так и для коллективных носителей этических начал - организаций.

Первый принцип: общепринятым является центральное положение так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал себе».

Второй принцип: необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.

Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

Согласно четвертому принципу, называемому принципом максимума прогресса, служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если оно способствует развитию организации с моральной точки зрения.

Логическим продолжением четвертого принципа является пятый - принцип минимум прогресса, в соответствии с которым действия сотрудника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

Сущность шестого принципа в следующем: этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах и странах.

Согласно восьмому принципу индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

Девятый принцип напоминает, что не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере поведения служебного разговора.

Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизни организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых сотрудников.

Двенадцатый принцип - при воздействии учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм и теории, многие сотрудники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и т.п.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

Шестнадцатый принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организации, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

Этические норм должны базироваться на этических принципах, данному уровню общественного развития.

Существует две основные точки зрения на соотношение общечеловеческих этических принципов и этики бизнеса:

1) правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического релятивизма, согласно которой для каждой референтной группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем поведении ориентируется данный субъект) характерны свои особые этические нормы;

2) этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе. Теоретически более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда - не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли. Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.

Такое понимание связи свободы, независимости, самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы. Этикет делового человека: По материалам зарубеж. прессы. - Екатеринбург, 1993.

Низкое качество и несоблюдение договоренностей в конечном счете способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей.

Настоящий успех в бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст свою команду.

Каждый здравомыслящий и дальновидный предприниматель или менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.

Чтобы работать с людьми, нужно уметь это делать и кое-что знать о психологии человека и основы элементарной этики.

Многие руководители не имеют делового опыта, зато у всех без исключения есть опыт общения с людьми.

Человек составляет основу предприятия, его сущность и его основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к предприятию, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

Этика - совокупность универсальных и специфических нравственных требований и правил поведения индивида, реализуемых в общественной жизни. Внимание, которое уделяется в последнее время социально-этическим аспектам деятельности отечественных предприятий, может быть объяснено рядом объективных факторов:

Первый фактор - это перевод экономики России на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.

Второй фактор - необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.

Третий фактор - отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных.

Четвертый фактор. Основой для понимания социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса являются такие категории, как мораль, этика и культура.