Исследование систем управления курс лекций кратко. Денис Шевчук Исследование систем управления

Год выпуска: 2003

Жанр: Менеджмент

Издательство: «Экзамен»

Формат: PDF

Качество: OCR

Количество страниц: 384

Описание: «Исследование систем управления» входит в состав дисциплин обязательного профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмент. Дисциплина «Исследование систем управления» имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента. Его необходимость определяется квалификационной характеристикой специалиста, в которой предусмотрена готовность к практической деятельности, владению навыками исследования систем управления. Идеология специальности предлагает воспитание и развитие творческих подходов к работе, осуществление научного подхода к управлению во всех его проявлениях. Перечень специализаций по специальности «Менеджмент» включает более 50 наименований и охватывает все сферы экономической, финансовой, промышленной, сельскохозяйственной, здравоохранения, отдыха, транспорта, безопасности и других видов управленческой деятельности.
Широкий охват видов управленческой деятельности менеджера предусматривает знания общей методологии и особенностей анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления. Как показывает анализ различных учебных программ по этой дисциплине, предлагаемых вузами, в большинстве из них исследования систем управления рассматривается применительно к определенной сфере деятельности или дублирует разделы таких дисциплин как «Теория организации», «Теория управления», «Управленческие решения», «Менеджмент».
Учебник «Исследование систем управления» является одной из попыток изложения вопросов исследования систем управления с позиций системного подхода. Логика построения учебника предполагает первоначальное рассмотрение концептуальных, методологических основ систем управления, анализа и синтеза технических, человеко-машинных и организационных систем управления, а также представления системы как проблемы. Далее рассматриваются эвристические, формализованные и математические методы исследования систем управления.
Учебник «Исследование систем управления» состоит из пяти глав. В первой главе излагаются общесистемные понятия: понятие система, элемент, отношения и связи системы, входы и выходы, состояние, движения системы, классификация систем. Далее рассматривается понятие управления системой, процессы, закон и критерии эффективности управления системой.
Вторая глава посвящена изложению методологических основ исследования систем управления. Раскрывается сущность системного подхода как обще-методического принципа исследования систем управления. Дается классификация задач анализа и синтеза систем управления. Рассматриваются принципы анализа и синтеза систем управления. Определяются виды анализа и синтеза систем управления. Устанавливаются уровни исследования и структура показателей систем управления.
В третьей главе описываются особенности анализа и синтеза различных видов систем управления. Рассматриваются особенности и специфика анализа и синтеза технических, эргатических (человеко-машинных) и организационных систем управления. Даются основы синтеза облика перспективной технической системы управления, а также процесса нововведений при создании эргатических систем управления. Раскрывается методология анализа и синтеза организационных систем управления.
Четвертая глава посвящена системному анализу и синтезу проблемы. Раскрывается представление проблемы как системы. Дается системный анализ и синтез проблемы.
В пятой главе дается кратный обзор наиболее употребимых методов решения проблем при исследовании систем управления. Раскрывается сущность методов, область и особенности их применения, а также даются ссылки на литературу, которая поможет практически использовать тот или иной метод.
Специалистам в области менеджмента, в силу специфики их деятельности, необходимо быть ознакомленным со всеми возможными методами поиска новых форм организации управления. Содержание учебника

Концептуальные основы исследования систем управления
Понятия, определяющие структуру системы
Понятие элемента системы
Понятие связи
Понятие структуры системы
Понятие внешней среды
Понятия, определяющие процесс функционирования системы
Состояние системы
Входы и выходы системы
Движение (функционирование) системы
Характеристика процессов системы
Понятие процессов системы
Формы входных и выходных процессов
Функции процесса обратной связи
Функция процесса ограничения системы
Классификация систем
Характеристика различных классов систем
Понятие системы управления
Цель системы управления
Закон управления системой
Критерии эффективности управления системой

Резюме
Вопросы для повторения
Литература

Методологические основы исследования систем управления
Системный подход как общеметодический принцип исследования систем управления
Понятие и основные черты системного подхода
Сущность системного подхода
Задачи анализа и синтеза систем управления
Задачи анализа систем управления
Задачи синтеза систем управления
Принципы анализа и синтеза систем управления
Принцип физичности и его постулаты
Принцип моделируемости и его постулаты
Принцип целенаправленности и его постулаты
Виды анализа и синтеза систем управления
Структурный анализ и синтез систем управления
Функциональный анализ и синтез систем управления
Параметрический анализ и синтез систем управления
Уровни исследования и структура показателей систем управления
Уровни исследования систем управления
Структура показателей систем управления
Оценка информативности показателей анализируемой системы управления
Резюме
Вопросы для повторения
Литература

Особенности анализа и синтеза различных видов систем управления
Особенности анализа и синтеза технических систем управления
Особенности технических систем управления
Специфика отдельных видов анализа и синтеза технических систем управления
Основы синтеза облика перспективной технической системы управления
Особенности анализа и синтеза эргатических систем управления
Особенности эргатических (человеко-машинных) систем управления
Специфика отдельных видов анализа и синтеза эргатических систем управления
Типовые противоречия разрешаемые в процессе создания новых эргатических систем управления
Особенности анализа и синтеза организационных систем
Особенности организационных систем управления
Методология анализа и синтеза организационных систем управления
Специфика отдельных видов анализа и синтеза организационных систем управления
Основные черты организационного управления
Основные требования к организационному управлению
Резюме
Вопросы для повторения
Литература

Системный анализ и синтез проблемы
Общая характеристика проблемы как системы
Понятие проблемы и проблемной ситуации
Классификация проблем
Представление проблемы как системы
Этапы процесса решения проблемы
Исходная постановка (формирование) проблемы
Формирование целей и условий решения проблемы

Условия формирования целей
Выявление и систематизация подцелей
Последовательная декомпозиция целей
Установление условий решения проблемы
Структуризация проблемы и систематизация путей достижения целей
Основные понятия и этапы структуризации проблем
Уточнение структуры системы
Критический анализ функционирования системы управления
Систематизация путей достижения целей, оценка их значимости
Выявление и выбор альтернатив решения проблемы
Этапы выделения альтернатив
Выбор альтернатив решения проблемы
Принятие решения и выбор оптимальных решений
Выявление и выбор вариантов решения проблемы (подпроблемы)
Выбор оптимальных решений
Резюме
Вопросы для повторения
Литература

Методы исследования систем управления
Системный подход к проявлению идеи
Сущность идеи
Первый цикл проявления идеи
Второй цикл проявления идеи
Эвристические методы исследования систем управления
Методы активизации техологии творчества
Ассоциативные методы
Метод мозгового штурма
Метод синектики
Формализованные методы исследования систем управления
Параметрический метод
Морфологический метод и его модификации
Комбинаторный метод
Методы логического поиска
Метод «букета проблем»
Методы поиска новых технических решений
Статистические методы анализа систем управления
Сущность и область применения
Регрессионный анализ
Корреляционный анализ
Дисперсионный анализ
Ковариационный анализ
Метод временных рядов
Метод главных компонентов
Факторный анализ
Детерминированные методы анализа систем управления
Сущность и область применения
Инфлюентный анализ
Синтез систем управления методами оптимизации
Синтез систем управления методами безусловной оптимизации
Синтез систем управления с помощью многокритериальной оптимизации
Синтез систем управления методами математического программирования
Сущность и содержание математического программирования
Общая характеристика методов математического программирования
Методы решения задач линейного программирования
Методы решения задач нелинейного программирования
Методы решения задач дискретного (целочисленного) программирования
Методы динамического программирования
Методы стохастического программирования
Анализ и синтез систем управления с помощью математических теорий
Теория принятия решений
Теория массового обслуживания
Теория эффективности
Теория игр
Резюме
Вопросы для повторения
Литература

МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

Моделирование — это такой метод изучения объекта, когда ис­следуется непосредственно не сам объект, а промежуточная вспомо­гательная система — модель.

Модель — это объект, который имеет сходство с про­тотипом и служит средством описания, объяснения и прогнозирования поведения прототипа. Модели значительно облегчают понимание системы, позволяют проводить исследования на них и на основе этого прогнозировать поведение системы в заданных условиях. С помощью моделей можно изучать поведение системы или отдельных ее частей значительно проще, быстрее и дешевле, чем на реальной системе. Степень точности при этом определяется адекватностью модели.

Задачи модели — выделить наиболее важные факторы в реальной системе, которые подлежат изучению в данном исследовании. Эти факторы должны быть отражены в модели с наибольшей полнотой и детализацией и совпадать с реальными характеристиками с точностью, определяемой требованиями данного исследования. Остальные факторы могут быть отражены с меньшей точностью либо вообще отсутствовать в модели.

Преимущество модели — возможность сравнительно простыми средствами изменять ее параметры или вводить внешние воздействия для изучения реакции системы. В реальных условиях получить такие сведения иногда просто невозможно (например, изучить поведение системы в искусственно созданных аварийных ситуациях).

Для исследования систем управления моделирование имеет чрезвычайно большое значение. Особенности моделирования систем управления:

1) Система управления имеет высокую сложность, обладает многофакторным действием и сама находится в зависимости от мно­жества факторов. Изучение влияния на систему даже важнейших факторов только на конкретном объекте, как правило, невозможно.

2) В процессе функционирования системы управления возника­ет множество ситуаций и вариантов. Некоторые ситуации весьма скоротечны. Поэтому нельзя получить необходимую информацию только на основе исследования реально происходящих событий.

3) Затруднено проведение натурных экспериментов на реально функциони­рующих системах управления. Во многих случаях это может быть связано со значительными убытками и неэкономическими потерями. Поэтому нужен модельный эксперимент и, соответственно, разработка модели.

Системы управления являются сложными системами. И как таковые они характеризуются выполняемыми функциями, структурой и поведением во времени. Для адек­ватного моделирования этих аспектов в СУ выделяют функциональные, структурные и поведенческие модели.

Функциональная модель описывает совокупность вы­полняемых системой функций, характеризует морфологию сис­темы (ее построение) — состав функциональных подсистем, их взаимосвязи.

Структурная модель отражает состав и взаимосвязи между элемен­тами системы.

Поведенческая модель описывает процессы функционирования. В ней фигуриру­ют такие категории, как состояние системы, событие, переход из одного состояния в другое, условия перехода, последовательность событий.

Можно выделить три основные области применения моделей: обучение, научные исследования, практика управления. При обучении с помощью моделей достигается высокая наглядность отображе­ния различных объектов и облегчается передача знаний о них. В научных исследованиях модели служат средством полу­чения, фиксирования и упорядочения новой информации, обес­печивая развитие теории и практики. В практическом управлении модели ис­пользуются для обоснования решений. Такие модели должны обеспечить как описание, так объяснение и предсказание пове­дения систем.

Классификация моделирования систем может быть проведена по разным основаниям (рис. 24).


рис. 24

1. По признаку полноты моделирование делится на полное, неполное и приближенное. При полном моделировании модели идентичны объекту во вре­мени и пространстве. Для неполного моделирования эта идентич­ность не сохраняется. В основе приближенного моделирования лежит подобие, при котором некоторые стороны реального объекта не моделируются совсем.

2. Моделирование детерминированное и стохастическое. Детерминированное моделирование отображает процессы, в которых предполагается отсутствие случайных воздействий. Стохастическое моделирование учитывает вероятностные про­цессы и события.

3. Моделирование статическое и динамическое Статическое моделирование служит для опи­сания состояния объекта в фиксированный момент времени, а динамическое — для исследования объекта во времени.

4. Моделирование мысленное и реальное. Реальное моделирование осуществляется на реальном объекте. Такое моделирование представляет собой, по сути, эксперимент. Это может быть моделирование новых структурных элементов организации, вариантов реализации управленческих функций, новых ситуаций.

Мысленное моделирование применяется тогда, когда модели не реализуемы в заданном интервале времени либо отсутствуют ус­ловия для их физического создания. Мысленное моделирование реальных систем реализуется в виде наглядного, символического и математического.

При наглядном моделировании на базе представлений чело­века о реальных объектах создаются наглядные модели, отобра­жающие явления и процессы, протекающие в объекте. Примером таких моделей являются рисунки, схемы, диаг­раммы.

Символическое моделирование представляет собой искусствен­ный процесс создания логического объекта, который замещает реальный и выражает его основные свойства с помощью опреде­ленной системы знаков и символов. В основе языкового модели­рования лежит тезаурус, который образуется из на­бора понятий исследуемой предметной области, причем этот на­бор должен быть фиксированным. Под тезаурусом понимается словарь, отражающий связи между словами или иными элемен­тами данного языка, предназначенный для поиска слов по их смыслу.

Между тезаурусом и обычным словарем имеются принципи­альные различия. Тезаурус — словарь, который очищен от нео­днозначности, т.е. в нем каждому слову может соответствовать лишь единственное понятие, а в обычном словаре одному сло­ву может соответствовать несколько понятий.

Если ввести условное обозначение отдельных понятий, т.е. знаки, а также определенные операции между этими знаками, то можно реализовать знаковое моделирование и с помощью зна­ков отображать набор понятий — составлять отдельные цепочки из слов и предложений. Используя операции объединения, пере­сечения и дополнения теории множеств, можно в отдельных сим­волах дать описание какого-то реального объекта.

Математическое моделирование — это процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математи­ческого объекта, называемого математической моделью. В прин­ципе, для исследования характеристик любой системы матема­тическими методами, включая и машинные, должна быть обяза­тельно проведена формализация этого процесса, т.е. построена математическая модель. Вид математической модели зависит как от природы реального объекта, так и от задач исследования объекта, от требуемой достоверности и точности решения зада­чи. Любая математическая модель, как и всякая другая, описыва­ет реальный объект с некоторой степенью приближения. В области управления распространено построение математических моделей в алгоритмической форме.

Алгоритмическая форма моделирования предполагает запись соотношений модели и выб­ранного численного метода решения в форме алгоритма. Среди алгоритмических моделей важный класс составляют имитацион­ные модели, предназначенные для имитации производственных, экономических и ин­формационных процессов при различных внешних воздействи­ях.

При имитационном моделировании воспроизводится алго­ритм функционирования системы во времени. Имитируются элементарные процессы и явления, с сохранением их логической структуры и последова­тельности протекания. Это позволяет полу­чить сведения о возможных состояниях системы в соответствующие моменты времени.

Работа с имитационной моделью представляет собой имитационный эксперимент. Иссле­дователь создает различные ситуации, воздействует на модель раз­личными факторами и в результате извлекает информацию о реаги­ровании модели на различные воздействия и условия существования. Имитационное моделирование позволяет получить необходимую информацию о свойствах объекта, о способности его функционирова­ния при различных обстоятельствах, о возможностях изменений его статической и динамической организации, дает возможность оценить рациональность таких изменений.

В имитационном моделировании различают метод статисти­ческих испытаний (Монте-Карло) и метод статистического мо­делирования.

Метод Монте-Карло — численный метод, который применя­ется для моделирования случайных величин и функций, вероят­ностные характеристики которых совпадают с решениями ана­литических задач. Состоит в многократном воспроизведении процессов, являющихся реализациями случайных величин и фун­кций, с последующей обработкой информации методами мате­матической статистики.

Если этот прием применяется для машинной имитации в це­лях исследования характеристик процессов функционирования систем, подверженных случайным воздействиям, то такой метод называется методом статистического моделирования.

Метод имитационного моделирования применяется для оцен­ки вариантов формирования и функционирования системы, эффективности различных ал­горитмов управления системой, влияния изменения различных параметров системы.

Существенное значение при проведении исследований в области управления имеют структурное и ситуационное моделирование.

Структурные модели активно используется для исследования не только структур, но и функций организации, а также для формализованной структуризации решаемых проблем, используемого инструментария и т.д.

Основой построения ситуационной модели является описание ситуации, в которой функционирует организация, в виде совокупности конкретных состояний всех значимых для организации факторов внешней и внутренней среды.

ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛЕЙ

Принципы построения моделей

  1. Адекватность. Предусматривает соответствие модели целям исследования по уровню сложности и организации, а также соответствие реальной системе относительно выб­ранного множества свойств. До тех пор, пока не решен вопрос, правильно ли отображает модель исследуемую систему, ценность модели незначительна.
  2. Соответствие модели решаемой задаче. При решении каждой конкретной задачи нужно иметь свою модель, отражающую те аспекты системы, которые являются наиболее важными в данной задаче. Этот принцип связан с принципом адекватности.
  3. Упрощение при сохранении существенных свойств системы. Чем сложнее рассматриваемая система, тем более упрощенным должно быть ее описание, игнорирующее менее существенные свойства. Этот принцип может быть назван принципом абстрагирования от второстепенных деталей.
  4. Соответствие между требуемой точностью результатов моделирования и сложностью модели. С одной стороны, чтобы отра­зить существенные свойства, модель необхо­димо детализировать. С другой стороны, строить модель, при­ближающуюся по сложности к реальной системе, не имеет смысла. Ком­промисс между этими двумя требованиями достигается нередко путем проб и ошибок.
  • изменение числа переменных, достигаемое либо исключе­нием несущественных переменных, либо их объединением;
  • изменение природы переменных параметров. Переменные параметры рассматриваются в качестве постоянных, дискретные — в качестве непрерывных и т.д.;
  • изменение функциональной зависимости между переменными. Например, нелинейная зависимость заменяется обычно линейной;
  • изменение ограничений. При снятии ограничений получается оптимистичное решение, при введении — пессимистичное. Варьируя ограничениями, можно найти возможные граничные значения эффективности. Такой прием часто используется для нахождения предварительных оценок эффективности решений на этапе постановки задач;
  • ограничение точности модели. Точность результатов модели не может быть выше точности исходных данных.
  1. Многовариантность реализаций элементов модели. Разнообразие реализаций одного и того же элемента, отличающихся по точности (а следовательно, и по сложности), обеспечивает регулирование соотношения «точность/сложность».
  2. Блочное строение. При соблюдении принципа блочного строения облегчается разработка сложных моделей и появляется возможность использования накопленного опыта и готовых блоков с минимальными связями между ними.

Этапы построения моделей

1. Содержательное описание моделируемого объекта. Объек­ты моделирования описываются с позиций системного подхода. Исходя из цели исследования, устанавливаются совокупность эле­ментов, взаимосвязи между элементами, возможные состояния каждого элемента, существенные характеристики состояний и соотношения между ними. На этом этапе моделирования широко применяются каче­ственные методы описания систем, знаковые и языковые модели.

2. Формализация операций. На основе содержательного описания оп­ределяется исходное множество характеристик системы. Для вы­деления существенных характеристик необходим хотя бы прибли­женный анализ каждой из них. При проведении анализа опира­ются на постановку задачи и понимание природы исследуемой системы. После исключения несущественных характеристик вы­деляют управляемые и неуправляемые параметры и производят символизацию. Затем определяется система ограничений на зна­чения управляемых параметров. Если ограничения не носят прин­ципиальный характер, то ими пренебрегают.

3. Проверка адекватности модели. Требование адекватности находится в противоречии с требованием простоты, и это нужно учитывать при проверке модели на адекватность. Исходный ва­риант модели предварительно проверяется по следующим основ­ным аспектам:

  • Все ли существенные параметры включены в модель?
  • Нет ли в модели несущественных параметров?
  • Правильно ли отражены функциональные связи между параметрами?
  • Правильно ли определены ограничения на значения параметров?

Для проверки рекомендуется привлекать специалистов, кото­рые не принимали участия в разработке модели. Они могут бо­лее объективно рассмотреть модель и заметить ее слабые сторо­ны, чем ее разработчики. Такая предварительная проверка моде­ли позволяет выявить грубые ошибки. После этого приступают к реализации модели и проведению исследований. Полученные результаты моделирования подвергаются анализу на соответствие известным свойствам исследуемого объекта. Для установления соответствия создаваемой модели оригиналу используются сле­дующие пути:

  • сравнение результатов моделирования с отдельными экспериментальными результатами, полученными при одинаковых условиях;
  • использование других близких моделей;
  • сопоставление структуры и функционирования модели с прототипом.

Главным путем проверки адекватности модели исследуемо­му объекту выступает практика. Однако она требует накопления статистики, которая далеко не всегда бывает достаточной для получения надежных данных. Для многих моделей первые два пути приемлемы в меньшей степени. В этом случае остается один путь: заключение о подобии модели и прототипа делать на осно­ве сопоставления их структур и реализуемых функций. Такие зак­лючения не носят формального характера, поскольку основыва­ются на опыте и интуиции исследователя.

По результатам проверки модели на адекватность принима­ется решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.

  1. Корректировка модели. При корректировке модели могут уточняться существенные параметры, ограничения на значения управляемых параметров, оценочные критерии. После внесения изменений в модель вновь выполняется оценка адекватности.
  2. Оптимизация модели. Сущность оптимизации моделей состоит в их упрощении при заданном уровне адекватности. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, выступают время и затраты средств на проведение исследований в соответствии с этой моделью.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Метод эксперимента (от лат. eksperimentum - проба, опыт) пред­ставляет собой контролируемый и управляемый способ исследова­ния объекта, предполагающий активные и целенаправленные воздействия на него со стороны исследователя.

При проведении эксперимента должно осуществляться наблюдение за поведением объекта исследования и оценка возникающих состояний, изменений и ситуаций. Для этого могут использоваться параметрический, статистические, социологические методы и метод экспертных оценок.

Экспериментирование как метод исследования систем управ­ления имеет три основных цели:

— апробацию результатов исследования;

— проверку правильности гипотез;

— получение дополнительного фактического материала для проведе­ния дальнейших исследований.

Экспериментирование позволяет:

1) избежать излишних потерь при работе в режиме реального функ­ционирования;

2) избегать необратимых последствий при проверке критических ситуаций;

3) вводить ситуации, представляющие для исследования наибольший интерес;

4) нивелировать влияние тех факторов, которые препятствуют выяв­лению существующих зависимостей;

5) обеспечивать экономию времени при исследовании и практическом внедрении полученных результатов.

6) многократно воспроизводить изучаемую ситуацию, что повышает надежность результатов исследования.

Эксперименты подразделяются на мысленные и натурные.

Мысленный эксперимент предполагает манипулирование с информацией о реальных объектах без вмешательства в действитель­ный ход событий. Этот метод основан на использовании модели реального объекта и поэтому неразрывно связан с методом моделирования.

Процедура проведения мысленного эксперимента включает в себя следующие действия:

1) определение цели эксперимента;

2) определение формы проведения эксперимента;

3) определение констант в экспериментальной ситуации;

4) установление переменных факторов, влияние которых будет отслеживаться в ходе эксперимента;

5) установление результирующих критериев, по которым мож­но судить о влиянии переменных на данный объект;

6) определение параметров изменения переменных и результи­рующих критериев, позволяющих давать количественные и качест­венные оценки влияния факторов на объект;

7) определение задач и этапов осуществления эксперимента;

8) определение критериев, в соответствии с которыми может быть оценена степень успешности эксперимента.

Натурный эксперимент осуществляется на реальном объекте и предполагает определенное воздействие на него со стороны исследо­вателя. Проведение натурного эксперимента часто связано с внедрением новых форм организации, реструктуризацией и рационализацией управления. В этом случае в проведении экспериментально-исследовательских работ задействованы не только исследователи, но и весь работающий в данной сфере персонал. При проведении эксперимента на реальном объекте организаторы должны непременно учитывать моральные и правовые аспекты последствий экспериментирования.

Проведение натурного эксперимента предполагает наличие следующих ограничений:

— ограничение сферы проведения эксперимента;

— ограничение периода времени проведения эксперимента;

— ограничения затрат средств на проведение эксперимента;

— ограничение в воздействии факторов, искажающих чистоту эксперимента.

Процедура проведения натурного эксперимента влючает в себя следующие действия:

1) выбор объекта экспериментирования;

2) введение режима изоляции от несанкционированного влияния среды;

3) установление ограничений в воздействии эксперимента на жизненно важные параметры системы управления и организации в целом;

4) определение лиц, ответственных за основные направления и разделы эксперимента;

5) выработка конкретной программы для группы в целом и для отдельных участников;

6) регистрация результатов эксперимента;

8) обобщение результатов.

Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.

С уважением,

Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

«Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

Постановка цели исследования;

Определение объекта и предмета исследования.

Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

Исследование систем управления необходимо проводить:

При совершенствовании системы управления действующей организации;

Разработке системы управления вновь создающейся организации;

Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

Свойства системы могут быть условно разделены:

На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

Системы можно классифицировать:

■ по способу образования:

Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;

■ сущности:

Космические;

Биологические;

Технические;

Социальные;

Экономические;

Экологические;

Политические и др.;

■ отношению к целевому назначению:

Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;

■ наличию центрального ведущего элемента:

Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;

■ размеру.

Малые (включают менее 30 элементов);

Средние (включают до 300 элементов);

Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);

■ степени сложности:

Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;

■ отношению к изменениям во времени:

Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

Динамичные (изменяются с течением времени);

■ продолжительности функционирования:

Краткосрочные;

Среднесрочные;

Долгосрочные;

Специализации:

Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

Предсказуемости поведения:

Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;

■ взаимодействию с внешней средой:

Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

  • Дмитриев В.А. Исследование систем управления (Документ)
  • Ответы на вопросы к экзамену - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Шпоры по предмету Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Созинов В.А. Исследование систем управления. Учебное пособие (Документ)
  • Мишин В.М. Исследование систем управления (Документ)
  • Шпаргалка - Исследование систем управления (Шпаргалка)
  • Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления (Документ)
  • (Документ)
  • Воропай Н.И. Надежность систем электроснабжения. Конспект лекций (Документ)
  • Шевчук Д.А. Экономическая теория. Конспект лекций (Документ)
  • Коротков Э.М. Исследование систем управления (Документ)
  • n1.doc

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления: конспект лекций

    Аннотация

    В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Исследование систем управления ». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель - помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

    Денис Шевчук

    Исследование систем управления. Конспект лекций

    Данная книга основана на современных принципах ускоренного качественного изучения и запоминания любых предметов. Рекомендую прочитать 2-3 раза и вы без труда освоите предмет.

    Пособие содержит как теоретический материал, так и практические рекомендации.
    С уважением,

    Шевчук Денис, www.deniskredit.ru

    Лекция 1. Предмет дисциплины «Исследование систем управления»

    «Исследование систем управления» – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т. е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

    Исследование – познание какого-либо объекта с целью получения новых знаний о данном объекте, законов его возникновения, функционирования, развития для последующего применения полученных знаний как в теории, так и в практике. Исследование можно разбить на следующие этапы:

    Выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленных целей);

    Постановка цели исследования;

    Определение объекта и предмета исследования.

    Объектом исследования является структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.

    Предметом исследования может быть задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;

    Определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;

    Определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;

    Определение результатов исследования, т. е. планирование итогов/

    Исследование систем управления необходимо проводить:

    При совершенствовании системы управления действующей организации;

    Разработке системы управления вновь создающейся организации;

    Совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции или технического перевооружения;

    Совершенствовании системы управления вследствие изменения формы собственности;

    Решении иных вопросов, связанных с функционированием систем и управлением ими.

    Существует различие между вышеуказанной учебной дисциплиной и наукой.

    Наука – глубокое теоретическое знание о процессах, явлениях, их взаимосвязи и развитии.

    Учебная дисциплина – первичные знания, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки.

    Лекция 2. Понятие, свойства и виды систем

    Система – организационное сложное целое, состоящее из множества элементов, расположенных в определенном порядке и зависящих друг от друга, взаимодействующих между собой при помощи отношений и связей, и образованное для выполнения конкретной цели.

    Свойства системы могут быть условно разделены:

    На свойства I ряда – свойства, имеющие непосредственное системное происхождение:

    Целостность – система представляет собой организационное сложное целое;

    Делимость – система всегда может быть разделена на подсистемы, компоненты и элементы;

    Множественность – каждая система состоит из множества частей (уровни иерархии, количество элементов и связей);

    Целеустремленность – каждая составляющая системы должна быть ориентирована на достижение общей цели;

    Свойства II ряда – свойства, которые обеспечивают работоспособность системы:

    Гомогенность (однородность) – система должна иметь хотя бы одно общее свойство;

    Гетерогенность (разнородность) – в каждой системе должно быть многообразие свойств разнородных элементов;

    Самоорганизованность – самостоятельно существующая и функционирующая система не должна разрушаться;

    Иерархичность – система – это совокупность элементов, расположенных на разных уровнях иерархии;

    Централизованность – в каждой системе должно быть центральное звено, которое будет стоять над всеми уровнями иерархии;

    Эмерджентность – свойства системы в целом отличаются от свойств отдельных ее элементов.

    Системы можно классифицировать:
    ? по способу образования:

    Естественные – системы, созданные природой без вмешательства человека;

    Искусственные – системы, созданные человеком для удовлетворения различных потребностей;
    ? сущности:

    Космические;

    Биологические;

    Технические;

    Социальные;

    Экономические;

    Экологические;

    Политические и др.;
    ? отношению к целевому назначению:

    Целенаправленные – системы, которые заранее программируют работы, для достижения поставленных целей;

    Целеустремленные – поставленные цели достигаются путем выбора альтернативных способов;
    ? наличию центрального ведущего элемента:

    Централизованные – системы, в составе которых есть центральное звено, играющее ведущую роль;

    Децентрализованные – системы, в которых роли распределяются равномерно между элементами;
    ? размеру.

    Малые (включают менее 30 элементов);

    Средние (включают до 300 элементов);

    Большие (содержат больше 300 элементов, такие системы трудно исследовать без предварительного разбиения их на более простые функциональные составляющие);
    ? степени сложности:

    Простые – системы, которые не нуждаются в разбиении на составляющие при решении проблем;

    Сложные – системы, подсистемы которых необходимо изучать не изолированно друг от друга, так как все элементы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми;
    ? отношению к изменениям во времени:

    Относительно статичные – системы, имеющие одно возможное и заданное состояние;

    Динамичные (изменяются с течением времени);
    ? продолжительности функционирования:

    Краткосрочные;

    Среднесрочные;

    Долгосрочные;

    Специализации:

    Специализированные – системы, выполняющие одну функцию при создании продукции или услуги;

    Комплексные – выполняют все функции при производстве продукции;

    Предсказуемости поведения:

    Детерминированные – результаты деятельности, которые могут быть предсказаны;

    Стохастические – результаты деятельности, которые определены вероятностью;
    ? взаимодействию с внешней средой:

    Изолированные – при функционировании не имеют связей с внешней средой;

    Закрытые – функционируют независимо от окружающей среды и имеют строго фиксированные границы (пример, натуральное хозяйство);

    Открытые – взаимодействие с окружающей средой носит двусторонний характер: системы влияют на окружающую систему и на себе испытывают ее влияние.

    В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Исследование систем управления». Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, а также качественно подготовиться к зачету и экзамену. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических специальностей, банкиров, финансовых менеджеров, бухгалтеров, практических работников, учащихся бизнес-школ, абитуриентов экономических учебных заведений и всех, интересующихся данной тематикой. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь студентам систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность.

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исследование систем управления: конспект лекций (Д. А. Шевчук) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    Лекция 3. Подходы к исследованию систем управления

    Системный подход – методологический подход, изучающий объект как единое целое. Объект исследования представляется как совокупность подсистем, элементов с внутренними и внешними связями. Используется для комплексного исследования принимаемых решений, анализа возможных вариантов их реализации, координации усилий по претворению их в жизнь.

    Эмпирический подход – подход, при котором объект исследуется на основе уже имеющегося опыта. При данном подходе изучаются предшествующие аналогичные случаи и вырабатываются общие правила поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, которые заключаются в анализе уже имеющегося опыта и оценивании возможности его использования в конкретных случаях, методы сравнений и т. д.

    Анализ межличностных отношений и группового поведения – подход, основой которого является изучение внутренних связей в организации, т. е. изучение формальных и неформальных групп в организации, формальных и неформальных лидеров, горизонтальных и вертикальных связей, систем мотивации и стимулирования, видов власти, которые существуют в изучаемой организации.

    Формирование корпоративной культуры – традиции, ценности, символы, убеждения, формальные и неформальные правила поведения членов организации.

    Социотехнические системы – подход, который создает условия для приспособления человека к технике с целью увеличения эффективности производства и сокращения времени, затрачиваемого на производство.

    Теория принятия решений и эффективные коммуникации – подход соответствия информационной и организационной структур.

    При данном подходе лица, которые принимают решения, должны обладать всей необходимой информацией. Для эффективности принятия решений информаиия должна обладать свойствами:

    Достоверности;

    Ясности;

    Своевременности;

    Полноты;

    Оперативности;

    Надежности.

    В организационных структурах должны быть эффективные коммуникации для уведомления нижестоящих уровней иерархии о принятых решениях наверху.

    Моделирование – подход построения модели организации, в которой отражаются все подсистемы, элементы, взаимосвязи и закономерности функционирования организации.

    Операциональный подход – подход, в котором выделяются функции и работы для анализа процесса управления, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.

    Ситуационный подход – подход принятия решений при быстротечном изменении окружающей среды: изменения на рынках, появление новых конкурентов и т. д. При этом подходе изучается сложившаяся ситуация, выявляются ее причины и воздействия, которые могут быть использованы для достижения целей исследования в конкретных случаях. Указанный подход обычно используется.

    Когда одни и те же ситуации часто повторяются, для разрешения которых вырабатываются стандартные решения на основе анализа предыдущих однотипных ситуаций. Это позволяет экономить материальные и трудовые ресурсы, время;

    При возникновении новых ситуаций, которые отличаются от стандартных и не имеют готовых решений.

    Процессный подход – подход к исследованию систем управления как к непрерывному выполнению совокупности взаимосвязанных между собой работ и общих функций управления. Процесс исследования – совокупность функций и действий исследователя, направленных на изучение объекта исследования, которые превращают входы (исследуемый объект) в выходы (результат исследования). Процесс исследования регулируется рычагами и ресурсами. Рычаги осуществляют свое влияние на процесс управления посредством методов и методик, требований заказчиков и потребителей, конкурентов, законодательств и т. д. Ресурсы обеспечивают всеми необходимыми средствами (материальными, техническими, транспортными и т. д.) для осуществления процесса исследования.