Линкоры серии куин элизабет проект испытания служба. Линкор "Куин Элизабет" (Queen Elizabeth): характеристики, годы в строю

В их проекте было много общего с кораблями типа «Айрон Дьюк», но в то же время содержался ряд важных нововведений, так что строительство линкоров типа «Куин Элизабет» следует рассматривать как один из поворотных моментов в истории военного судостроения.

Тип «Куин Элизабет»
Queen Elizabeth class

линкор «Куин Элизабет»
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип «Айрон Дюк »
Последующий тип «Ривендж »
Годы в строю 1914-1947
Запланировано 6
Построено 5
Отправлено на слом 4
Потери 1
Основные характеристики
Водоизмещение 29 200 тонн (стандартное)
33 020 тонн (полное)
Длина 183,41 м (между перпендикулярами)
197,03 м (наибольшая)
Ширина 27,6 м (наибольшая по ВЛ)
Осадка 9,35 м (при стандартном водоизмещении)
10,35 м (при полном водоизмещении)
Бронирование Главный пояс: 330-203 мм, в оконечностях: 152 мм (нос), 102 мм (корма)
Верхний пояс: 152 мм
Траверзы: цитадели:
152 мм (нос), 102 мм (корма)
Противоторпедная переборка: 50,8 мм (25,4+25,4)
Башни: 330 мм (лоб), 280 мм (бока), 108 мм (крыша)
Барбеты: 254-178 мм (выше верхней палубы),
102-152 мм (ниже верхней палубы)
Казематы: 152 мм
Боевая рубка: 280 мм (стены), 76,2 мм (крыша), 102 мм (дальномерный пост), 152 мм (шахта), 102 мм (ниже верхней палубы)
Пост управления торпедной стрельбой: 152 мм, 102 мм (выше верхней палубы)
Кожухи дымовых труб: 38 мм
Палубы: Палуба бака над казематами: 25,4 мм
Верхняя палуба: 50,8-31,8 мм
Главная (средняя) палуба над погребами: 31,8 мм
Нижняя палуба: 25,4 мм
Платформа (промежуточная палуба): в носу-25,4 мм, на концах 76,2 мм, над рулевым устройством: 76,2 мм
Двигатели 24 котла Бэбкок и Вилкокс («Куин Элизабет», «Вэлиант», «Малайя»),
Yarrow («Бэрхем», «Уорспайт»)
4 паровые турбины Парсонса прямого привода (Браун-Кёртис на «Бархэме»)
Мощность 75 000 л. с. (форсированная)
56 000 л.с. (номинальная)
Движитель 4 винта фиксированного шага
Скорость хода 23 узла
24 узла максимально
Дальность плавания 5000 миль на 12 узлах
Экипаж 960-1250 человек
Вооружение
Артиллерия 8 (4 × 2) - 381-мм/42 орудий Mk I
16 × 1 - 152-мм/45 Mk XII
Зенитная артиллерия 2 (2 × 1) - 76,2-мм зенитные пушки
Минно-торпедное вооружение 4 однотрубных подводных 533-мм ТА
Медиафайлы на Викискладе

История серии

Проектирование

После того как был выбран калибр главной артиллерии, настало время подготовить проект корабля-носителя данного вооружения. Первоначальный проект имел стандартную планировку: десять орудий в пяти башнях - по две в оконечностях линейно-возвышенно и одна в середине корабля, скорость около 21 узла, бортовая броня толщиной 330 мм. Расчёты показали, что масса 381-мм снаряда допускает возможность сокращения числа орудий до восьми, и даже в этом случае обеспечивается превосходство в залпе над «Айрон Дюком». Десять 343-мм орудий «Mk.V» давали вес бортового залпа 6350 кг, а восемь 381-мм орудий имели бортовой залп 6804 кг. В результате за счёт устранения средней башни сэкономленные вес и место позволяли установить дополнительные механизмы и котлы для получения более высокой скорости. В связи с этим была разработана новая тактическая концепция использования новых линкоров. Предполагалось создать из них быстроходное звено, которое будет в состоянии выполнить охват неприятельской колонны или своим мощным огнем резко усилить огневую мощь какой-то части флота, сосредоточив огонь на отдельном корабле или отдельной эскадре неприятеля. Для такого использования линкоров необходима скорость не менее 23 узлов, а лучше даже 25 узлов.

Конструкция

Размещение батареи противоминных орудий было безусловно слабым местом в проекте. Как и на «Айрон Дюке», они страдали тем же - в свежую погоду заливались водой. Кормовое орудие пришлось демонтировать.

Бронирование

Распределение брони аналогично «Айрон Дюку», где-то броневая защита новых линкоров была усовершенствована, в чём-то ослаблена. Толщина броневого пояса по ватерлинии увеличивалась с 305 до 330 мм, а вдоль главной палубы толщина брони уменьшалась с 203 до 152 мм. Все переборки имели 152-мм толщину, под барбетом башни «А» толщина переборки уменьшалась до 51 мм. Броня палубы местами уменьшалась до 6 мм, однако в общем была 95 мм в средней части корабля вместо 89 мм на «Айрон Дюке», а противоторпедные переборки, толщина которых увеличилась с 38 мм до 51 мм, проходили вдоль всего корпуса, но за ними не было угольных ям .

Вооружение

Основные баллистические данные британских орудий главного калибра
Калибр (мм) 305 305 343 343 381
Марка X XI V(L) V(H) I
Длина ствола (калибров) 45 50 45 45 42
Вес орудия без замка (кг) 57 708 66 700,4 76 198,4 76 198,4 98 704,4
Вес снаряда (кг) 385,55 385,55 566,98 635,02 870,89
Вес заряда (кг) 117 139,25 132,9 134,78 194,1
Начальная скорость снаряда (м/с) 869,25 918,051 787 762,5 747,25
Бронепробиваемость снаряда (мм)

у дульного среза

406 426 439 439 457
Скорость снаряда (м/с)

на дистанции 9140 м

579,5 610 579,5 554,25 554,25
Энергия снаряда (кгс·м )

на дистанции 9140 м

6 587 723 7 299 976 9 688 010 10 287 316 14 107 700
Бронепробиваемость снаряда (мм)
на дистанции 9140 м
259 284 320 318 356

Силовая установка

Силовая установка кораблей типа «Куин Элизабет» состояла из двух комплектов паровых турбин Парсонса или Кёртиса с прямой передачей на валы. Каждый комплект турбин состоял из турбин высокого давления переднего и заднего хода и турбин низкого давления переднего и заднего хода. Машинное отделение разделялось на три продольных отсека. Турбины низкого давления находились в среднем отсеке, а турбины высокого давления - во внешних. Они приводили во вращение четыре трёхлопастных винта из марганцовистой бронзы . Несмотря на заложенную в проекте скорость в 25 узлов, из-за строительного перевеса корабль имел увеличенную осадку и никогда не развивал больше 24 узлов из-за большего гидродинамического сопротивления. Без форсирования машин скорость составляла 23 узла.

Вспомогательные механизмы

Два турбогенератора мощностью 450 кВт и два турбогенератора по 200 кВт обеспечивали корабль электроэнергией с постоянным напряжением 200 . Система опреснения морской воды состояла из двух установок, имевших общую производительность 650 т в сутки.

Представители

Канадский Билль о Военно-морской помощи 1912 года (Borden’s Naval Aid Bill ) предполагал выделение средств на постройку трёх современных дредноутов (возможно Acadia , Quebec и Ontario ), которые, скорее всего, должны были бы стать ещё тремя кораблями этого типа, подобно спонсированной Федеративными Штатами Малайи «Малайе». Однако билль был отвергнут Сенатом Канады, в котором большинство мест имела оппозиционная Либеральная партия . Неизвестно, должны были бы эти корабли служить в Королевском флоте, как «Малайя » или линейный крейсер «Нью Зиленд », либо войти в состав Королевского Канадского флота.

Оценка проекта

«Нью-Йорк »
«Куин Элизабет»
«Айрон Дюк »
«Дерфлингер »
«Кёниг »
Год закладки 1911 1912 1912 1912 1911
Год ввода в строй 1914 1915 1914 1914 1914
Водоизмещение нормальное, т 27 432 29 200 25 400 26 600 25 390
Полное, т 28 820 33 020 30 032 31 200 29 200
Тип СУ ПМ ПТ ПТ ПТ ПТ
Мощность, л. с. 28 100 56 000 29 000 63 000 31 000
Полная скорость, узл. 21 23 21,25 26,5 21
Максимальная скорость, узл. 21,13 24 21,5-22,0 25,5-26,5 21,2-21,3
Дальность, миль (на ходу, узл.) 7684 (12) 5000 (12) 4500 (20)
8100 (12)
5600 (14) 6800 (12)
Бронирование, мм
Пояс 305 330 305 300 350
Палуба 35-63 70-95 45-89 50-80 60-100
Башни 356 330 279 270 300
Барбеты 254 254 254 260 300
Рубка 305 279 279 300 350
Схема размещения вооружения

Куин Элизабет (Queen Elizabeth) могла бы быть и самым большим пассажирским судном 20 века, если бы в 1995 году её не превзошло по тоннажу первое круизное мега-судно Сarnival Destiny, которое таким образом вошло в историю. Но к тому времени этой второй по счету королевы Кунарда уже не было на свете — годы жизни 1940-1972.

Давайте вспомним про этот корабль подробнее …

Фото 2.

Справедливости ради нужно отметить, что превосходство Куин Элизабет по размерам над своими великими современниками было чуть-чуть. По размерам и тоннажу Куин Мэри, Нормандия и Куин Элизабет были практически равны. Куин Элизабет - l далеко не близнец, но усовершенствованный близкий вариант первой королевы (Куин Мэри) — покинула верфь в Шотландии, когда уже началась Вторая мировая война. А было это вот так …

В мае 1936 года, после того, как другой лайнер компании Cunard Line, Королева Мария», отправился в свой первый рейс, было объявлено о начале разработки следующего корабля под названием «Королева Елизавета».

Лайнер был заложен в декабре 1936 года на верфи «John Brown and Company» в городе Клайдбанк (англ. Clydebank ), Шотландия. Новый корабль отличался отQueen Mary улучшенным дизайном . Кроме того, на «Королеве Елизавете» было установлено двенадцать паровых котлов вместо двадцати четырёх, как на «Королеве Марии», что позволило убрать одну дымовую трубу. Это позволило существенно увеличить размер палубы, а также грузо- и пассажировместимость.

В то время как «Королева Елизавета» находилась в достроечном доке, были изданы специальные лицензии о пригодности корабля для плавания. 29 декабрябыли проведены испытания двигателей.

Через какое-то время было принято решение отправить корабль в Саутгемптон и завершить достойку там . Это было сделано для того, чтобы не позволитьнемецким шпионам вести за судном наблюдение. Другой немаловажной причиной явилась необходимость достройки линкора «Duke of York», что тогда могло быть осуществлено только на верфиДжона Брауна.

Корабль был перекрашен в серый цвет и укомплектован минимумом экипажа. В марте 1940 года «Королева Елизавета» покинула Клайдбанк. Во время плавания капитану корабля были даны указания изменить курс и направиться в Нью-Йорк. В тот же день, в расчётное время прибытия судна в Саутгемптон, город подвергся бомбардировке Люфтваффе.

Через шесть дней корабль пересёк Атлантику и прибыл в Нью-Йорк, где был пришвартован рядом с Queen Mary и «SS Normandie». Таким образом, в одном месте одновременно оказались три самых больших лайнера в мире.

«Королева Елизавета» покинула нью-йоркский порт 13 ноября и направилась в Сингапур для перевозки войск. По прибытии на корабле были установлены зенитные орудия, а также перекрасили корпус в чёрный цвет, оставив серым цвет только надпалубных сооружений.

11 февраля «Королева Елизавета» покинула сингапурский порт и приступила к перевозке австралийских войск в Азию и Африку. После 1942 года судно было передислоцировано в Северную Атлантикудля перевозки американских войск в Европу.

Другой лайнер компании Cunard Line, «Королева Мария», также использовался как военный транспорт. Благодаря своей высокой скорости «Королева Мария» и «Королева Елизавета» могли совершать рейсы без конвоя.

За время своей службы судно перевезло более 750,000 военнослужащих.

Фото 3.

Фото 5.

После окончания Второй мировой войны «Королева Елизавета» была освобождена от воинской службы. В Гриноке, Шотландия, судно было переоборудовано обратно в пассажирский лайнер. Последние ходовые испытания «Королевы Елизаветы» были проведены во время путешествия на остров Арран. Во время круиза на борту корабля находилась Королева Елизавета со своимидочерьми Елизаветой и Маргарет. Испытания проходили под руководством сэра Перси Бэйтса (англ. Sir Percy Bates ), который следил за тем, чтобы скорость лайнера не превысила 30 узлов (55,5 км/ч). Это делалось для того, чтобы «Королева Елизавета» не побила скоростной рекорд «Королевы Марии». После ходовых испытании лайнер был направлен в Нью-Йорк.

Несмотря на схожие технические характеристики, «Королеве Елизавете», в отличие от «Королевы Марии», никогда не присуждался приз «Голубая лента Атлантики», который вручался океанским лайнерам за самое быстрое пересечение Северной Атлантики.

Фото 7.

Фото 8.

14 апреля 1947 года «Королева Елизавета» села на мель возле Саутгемптона. На следующий день корабль был снят с неё.

Вместе с «Королевой Марией», «Королева Елизавета» являлась лидером в области пассажирских перевозок, но после появления в конце 50-х реактивных самолётов судно стало нерентабельным. Какое-то время корабль курсировал между Нассау и Нью-Йорком. Были проведены работы по установке бассейна на открытом воздухе и улучшению кондиционирования. Предпринятая попытка спасти положение не увенчалась успехом: у «Королевы Елизаветы» был большой расход топлива, низкая осадка, из-за которой нельзя было заходить в порты, находящиеся на островах, и большая ширина, которая делала невозможным проход лайнера через Панамский канал. Всё это послужило причиной того, что 1968 году «Королева Елизавета» была выведена из состава флота. В 1969 году «Королева Елизавета» была заменена новым, более экономичным лайнером «Королева Елизавета 2» (англ. «RMS Queen Elizabeth 2» ).

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

+

Фото 1.

Фото 13.

Фото 14.

В 1968 году «Королева Елизавета» была продана группе бизнесменов из Филадельфии, которые планировали переоборудовать корабль в плавучий отель и по совместительству туристический центр воФлориде , но в 1970 году из-за финансовых затруднений «Королева Елизавета» была продана гонконгскому магнату . Тот решил превратить лайнер в морской университет для проведения обучающей программы «Семестр в море» (англ. Semester at Sea, SAS ).

Через некоторое время корабль был переименован в «Seawise University» .

9 января 1972 года на лайнере случился большой пожар, в результате которого он опрокинулся и затонул в бухте Виктории (англ. Victoria Harbour ) в Гонконге. В период с 1974 по 1975 год большая часть корабля была разобрана на металлолом. Тем не менее, киль лайнера и паровые турбины до сих пор покоятся на дне бухты. На местных морских картах место крушения «Королевы Елизаветы» помечено как опасное для постановки кораблей на якорь.

После крушения «Королевы Елизаветы» самым большим пассажирским судном стал лайнер «SS France».

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Но это еще не конец истории …

Фото 42.

Этот громадный океанский корабль был построен на шотландской судоверфи в 60-х годах, став значительно улучшенной копией своих предшественников — лайнеров «Королева Елизавета» (затонувшем неподалеку от Гонконга) и»Королева Мария» (который сейчас стоит у берегов Лос-Анджелеса).

Лайнер в течение 40 лет бороздил океанские просторы, долгое время оставаясь самым быстроходным «круизером». В конце 2005 года «Елизавета II» попала в скандал: во время долгой кругосветки члены экипажа организовали вечеринку, перебрали виски, после чего устроили грандиозный дебош, переломав дорогую мебель и выкинув за борт уникальный гобелен с портретом королевы. Позже гобелен каким-то чудом был найден, испорченные вандалами предметы интерьера подлатали, а команду дебоширов разогнали почти целиком.

Фото 44.

Свой последний круиз через Атлантику QE2 совершил в 2008 году. Тандем двух лайнеров — «Королева Елизавета II» и «Королева Мария II» — за неделю прошел отНью-Йорка до английского Саутгемптона. После торжественных проводов «на пенсию» корабль-гигант был выкуплен арабскими миллионерами, планирующими превратить «Елизавету» в роскошный плавучий отель. Лайнер стоит на пристани неподалеку от искусственного острова Пальма Джумейра (Palm Jumeirah).

Фото 46.

Фото 47.

Фото 48.

Фото 49.

Фото 50.

Фото 51.

В 2007 году правительство Великобритании утвердило программу строительства двух новейших авианосцев. Они станут самыми большими боевыми кораблями за всю богатую историю флота Ее Величества. На авианосцах Queen Elizabeth и Prince of Wales будут базироваться самолеты F-35 Lightning II класса JSF (40 единиц) в разрабатываемом в настоящее время варианте корабельного базирования.

Новые авианосцы строятся как замена ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл», из которых в данный момент в строю только один «Илластриес», его планируют списать в 2015 году после достройки «Куин Элизабет»

А теперь про процесс постройки. Увидев впервые фотографии того как он строится, я удивился — как так? Одна часть тут построена, другая там, третья где-то далеко. Потом все части корпуса привезли в один большой док и там стали соединять. Схема очень интересная и как в последствии я понял, это экономически выгоднее, чем постройка всего корабля на одном заводе.

Перевозка одной из секций авианосца на предприятие, где все секции соединят.

Производственная программа была распределена следующим образом: 60 % работы выполняют 4 английские верфи - верфь Говэн компании BAE Systems (секция корпуса № 4); верфь Бэрроу той же компании (секция № 3); BVT Portsmouth (секция № 2); Babcock Appledore and Rosyth (носовая секция № 1). Компания Babcock отвечает за окончательную сборку секций. Остальные 40 % производственной программы были распределены между мелкими подрядчиками.

Постановка в док.

Ещё одна интересная черта этого авианосца — надстройки. Предполагается установить две малых надстройки. В передней надстройке будут располагаться службы управления кораблём, на задней - управление полётами.
Преимущество архитектуры с двумя надстройками состоит в увеличении площади палубы, уменьшении турбулентных потоков воздуха, более гибкое распределение пространства на нижних палубах. Расположение служб управления полётами в задней части палубы предпочтительно, так как позволяет более полно контролировать такие критические фазы полёта, как заход на посадку и собственно посадка.

На фотографии соединяют две секции корабля и достраивают нос.

Очень удобно и то, что на корабле можно производить одновременно взлёт и посадку самолётов!

На корабле две газотурбинные генераторы Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четырёхдизельные генераторы суммарной мощностью 40 МВт. Также четыре электромотора по 20 МВт. работающие тандемно на два вала.

Комментарий специалиста CruClub

Queen Elizabeth - новый, современный лайнер.На данном корабле можно совершить путешествие по Северной Европе, а также Средиземноморью и при этом самым популярный порт отправления - Лондон (Саутгемптон). На корабле буквально все так или иначе связано с Британией. Интерьеры лайнера, декор, атмосфера создают ощущение британского города с его отличительными чертами и особенностями. Еще больше усиливают ощущения знаменитые чайные церемонии в 5 вечера, британская музыка, а также тематические развлечения и вечеринки. При этом, вы не встретите британского персонала на борту, а расплачиваться будете американской валютой.

Данный лайнер заслуживает 5* и идеально подойдет для тех, кто влюблен в Британию.

Осенью 2010 компания Cunard пополнила свой флотлайнером Queen Elizabeth .

На борту этого лайнера вы сможете ощутить очарование 1930-х годов. Украшением лайнера является трехэтажный лобби с торжественной лестницей, очаровательными балконами, а также cкульптурой высотой 5,6 метров.

Двухъярусная библиотека также является украшением этого корабля. Она выполнена в теплых тонах, с естественным освещением и невероятным стеклянным потолком.

Queens Room еще одно атмосферное место, в интерьере которого использовано много дорогих материалов, а обстановка создает впечатление, что вы перенеслись в другое место и время. Здесь можно наслаждаться послеобеденным чаем, а также вальсировать вечерами по искусно выложенному паркету.

На корабле:

  • морской музей Cunardia
  • интернет-центр
  • конференц-центр
  • 7 баров и кафе
  • 3 основных ресторана
  • детская программа
  • спа и фитнесс центр
  • сигарная комната
  • клуб Commodore
  • казино Empire
  • ночной клуб
  • библиотека
  • бальный зал
  • театр
  • зимний сад

Питание:

В зависимости от забронированной Вами каюты за Вами будет закреплен столик в одном из трех ресторанов. Завтрак и обед в этих ресторанах сервируются с открытой сменой питания, ужин - в две смены. На борту несколько альтернативных ресторанов, предлагающих кухни народов мира (традиционная английская, итальянская, азиатская и другие кухни). К вашим услугам 24 - часовое обслуживание в каюте. Завтрак и обед сервируются также в ресторане со шведским столом.

Развлечения, спорт:

Концертный зал, сигарный клуб, множество баров, ночной клуб, казино, игровые автоматы, танцзал, СПА - центр (массаж, талассотерапия, сауна, оздоровительные программы), салон красоты, тренажерный зал, спортзал, зимний сад, бассейны, настольный теннис, библиотека, книжный магазин, лекционный центр, детский клуб, бутики.

Дата последней реновации корабля: ноябрь 2018.

HMS Queen Elizabeth (Корабль Её Величества «Куин Элизабет» ) - головной корабль дредноутов серии Queen Elizabeth , названный в честь Елизаветы I , первый представитель супердредноутов с 15-дюймовым главным калибром. Корабль участвовал в обеих мировых войнах.

История создания

«Куин Элизабет» в Дарданеллах

Между войнами

После заключения Вашингтонского соглашения 1922 года Великобритания отправила на слом, либо переклассифицировала большинство своих устаревших дредноутов, однако пять быстроходных линкоров типа «Куин Элизабет» и пять их более упрощённых и медлительных собратьев типа «R» были оставлены в составе флота. Для улучшения тактико-технических характеристик в 1926-1927 «Куин Элизабет» и другие корабли были оснащены противоторпедными булями , было усилено бронирование палубы, установлена новая зенитная артиллерия. Планировалось, что «Куин Элизабет» , а также однотипные «Уорспайт» и «Барэм» и линейный крейсер «Тайгер» будут выведены из состава флота в 1935 году

Построенный в 1914 году «Бархэм» серьезно пострадал по время Ютландского сражения, а к началу Второй мировой войны уже считался устаревшим кораблем, бронирование и вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям. Последовавшие события подтвердили это, и 25 ноября 1941 года линкор принял свой последний бой…

Британский линейный корабль «Бархэм», названный в честь адмирала Чарльза Миддлтона, 1-го барона Бархэма (1726–1813), был четвертым кораблем типа Queen Elizabeth (в русскоязычных источниках этот тип линкоров известен как «Куин Элизабет» или «Королева Елизавета»). Всего же существовали пять линкоров этого типа (изначально планировалась постройка четырех кораблей, но правительство Малайи выразило желание оплатить постройку пятого корабля в качестве подарка метрополии):

По первоначальному проекту линкоры должны были представлять собой несколько увеличенную версию заложенных в январе-мае 1912 года линейных кораблей Iron Duke (в русскоязычных источниках известны как «Айрон Дьюк»), но под влиянием возглавлявшего британское Адмиралтейство Уинстона Черчилля в проект были внесены существенные изменения. Именно эти изменения, казавшиеся поначалу авантюрными, в итоге повергли в смятение адмиралов и кораблестроителей всего мира: орудия нового скоростного линкора превратили первые дредноуты, не говоря уже о более ранних броненосцах, практически в беззащитные неподвижные мишени.

Тактико-технические характеристики

По своим габаритам новые линкоры незначительно отличались от предшественников типа «Айрон Дьюк»:

Основными отличиями линкоров этого типа от их предшественников стали артиллерия главного калибра и ходовая установка.

Вооружение

Закладывая в 1905 году первый «battleship» под названием «Дредноут» (в русскоязычных источниках корабли этого класса называют «линейными кораблями» или «дредноутами»), ставший образцом для подражания для многих флотов мира, англичане посчитали вполне достаточным вооружить его 305-мм орудиями. Однако уже к 1910 году стало ясно, что 305-мм снаряд на дистанциях свыше 50 кабельтовых (9,2 км) не способен пробить броневой пояс кораблей противника, а следовательно, поразить их жизненно важные узлы (погреба боеприпасов, котельные и машинные отделения). Единственным выходом из ситуации было повышение огневой мощи орудий за счет увеличения калибра. Первыми по этому пути пошли англичане, принявшие на вооружение 343-мм орудия (корабли с подобным вооружением в русскоязычной терминологии фигурируют как «сверхдредноуты»). Первоначально четыре линкора типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить именно такими 343-мм орудиями. Однако появившаяся информация об испытаниях германской фирмой «Крупп» 350-мм орудий, которые якобы должны были поступить на вооружение новых линкоров типа «Кениг», заставила внести изменения в проект. Глава отдела вооружений Адмиралтейства контр-адмирал Мур при поддержке Уинстона Черчилля настоял на вооружении линкоров орудиями калибра 381 мм, в то время еще находившимися в стадии разработки.

Линкоры типа «Куин Элизабет» предполагалось вооружить десятью 381-мм орудиями, но в итоге решили ограничиться восемью орудиями, которые расположили в двух носовых («А» и «В») и двух кормовых («X» и «Y») двухорудийных башнях. Начиная именно с кораблей этого типа подобное линейно-возвышенное расположение орудий главного калибра (башни «В» и «Х» вели огонь соответственно в нос и корму поверх башен «А» и «Y») стало стандартным для линкоров всего мира. Вооружение новых линейных кораблей недостаточно испытанными орудиями было довольно рискованным решением, но благодаря ему линкоры типа «Куин Элизабет» значительно превосходили предшественников по огневой мощи, что позволяет специалистам выделять подобные корабли в отдельную категорию (по русскоязычной терминологии – «сверхдредноуты второго поколения»).

Линкор «Бархэм». Фото сделано после 1936 года. Хорошо видны башни главного калибра «А», «В» и орудия правой 152-мм казематной носовой батареи

В качестве противоминной артиллерии для линкоров выбрали шестнадцать 152-мм орудий. Выбор калибра с учетом последующего опыта двух мировых войн следует признать весьма удачным, чего нельзя сказать о расположении орудий, повторявшем проект «Айрон Дьюк». Двенадцать орудий размещались в носовой части на верхней палубе – по шесть в левой и правой казематных батареях, отделенных друг от друга переборкой толщиной в 50,8 мм, проходившей в диаметральной плоскости. Три передних 152-мм орудия каждой батареи имели сектор обстрела 1° от диаметральной плоскости к носу и 119° – к корме на борт, остальные – в секторе от 13° до 135° на борт. Орудия были отделены друг от друга переборками толщиной 38 мм, а доступ к ним обеспечивал проход, тянувшийся вдоль всей батареи. Главным недостатком подобных батарей было расположение передних орудий слишком близко к носу и ватерлинии, в результате чего при сильном волнении они захлестывались брызгами. Установка резиновых прокладок между орудийными щитами и бортом, а также стальных отражательных листов позади орудий несколько снизила остроту проблемы, но морская вода продолжала проникать в казематы. Неудачным оказалось и расположение на главной палубе четырех кормовых орудий. Фактически, ввиду затрудненности использования двух крайних кормовых орудий в открытом море, корабль изначально имел 90-градусную «мертвую зону» для ведения огня в кормовой части (в 1915–16 годах эти орудия демонтировали ввиду их полной бесполезности). Казематные батареи уже к 1912 году стали явным анахронизмом и на линкорах более поздних проектов были заменены на двух- или трехорудийные башни.

Линкоры типа «Куин Элизабет» получили довольно совершенную систему управления огнем. Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось двумя постами центральной наводки, оборудованными дальномерами с базой 4,57 метра, кроме того каждая башня имела свой дальномер и открытое визирное устройство горизонтальной наводки. В случае крайней необходимости огнем всей артиллерии главного калибра можно было управлять из башни «В». Для управления огнем 152-мм орудий также предполагалось оборудовать два поста, но фактически приборы были получены линкорами намного позже вступления в строй («Куин Элизабет» получил их в ноябре-декабре 1916 года, «Малайя» и «Вэлиант» – в апреле, а «Уорспайт» и «Бархэм» – в июле 1917 года).

Зенитное артиллерийское вооружение линкоров типа «Куин Элизабет» состояло из двух 76-мм зенитных орудий, расположенных на баке по обе стороны от дымовой трубы. Слабость зенитного вооружения линкора стала ясна еще в ходе Первой мировой войны, поэтому в 1916 году было принято решение о замене 76-мм зениток на 102-мм и установке двух дополнительных 102-мм орудий, однако реализовали его намного позднее (так, на линкоре «Бархэм» 76-мм орудия заменили на 102-мм между ноябрем 1924 года и январем 1925 года, а дополнительные 102-мм орудия установили только в октябре-ноябре 1925 года). Минно-торпедное вооружение линкоров состояло из четырех подводных торпедных аппаратов калибра 533 мм.

В 1918 году на башнях главного калибра («В» и «X») всех кораблей типа «Куин Элизабет» установили взлетные площадки для самолетов. Теоретически каждый корабль должен был получить по одному разведчику и по одному истребителю, но на практике в общей сумме линкоры имели лишь 3 разведчика и 7 истребителей.

Силовая установка

Второй особенностью линейных кораблей типа «Куин Элизабет» была замена на них (впервые в истории строительства линкоров) котлов со смешанным угольно-нефтяным отоплением на нефтяные. Идея использования нефтяных котлов, обеспечивающих большую скорость и дальность хода, существовала относительно давно, но блокировалась интендантством и политиками, опасавшимися трудностей при снабжении кораблей нефтью, доставляемой с Ближнего Востока, вместо каменного угля из Англии, Уэльса и британских колоний. Окончательное решение об установке нефтяных котлов было принято в июне 1912 года (по легенде, при равенстве голосов окончательное решение было принято благодаря голосу председательствовавшего Черчилля, засчитанному за два голоса). Четырехвальная силовая установка новых линкоров состояла из четырех турбин, передававших вращение напрямую на гребные валы, а также двадцати четырех водотрубных котлов. В силу не до конца ясных причин корабли получали ходовое оборудование различных производителей, при этом фирма «Браун-Кертис» поставляла турбины с разной конструкцией сопел.

Общая мощность силовых установок одного линкора составляла 75 000 л.с. (на «Вэлиант» – 71 112 л.с). Считается, что использование в составе силовой установки турбин «Браун-Кертис», аналогичных установленным на «Бархэм», а также котлов «Бабкок-Уилкокс» могло бы повысить ее мощность. Многие справочники говорят о максимальной скорости линейных кораблей этого типа в 25 узлов, но на практике максимальная скорость составляла лишь 23–24 узла (в качестве причины обычно называют обрастание днища). Максимальная дальность хода составляла 8600 миль на 12,5 узлах или 3900 миль на максимальной скорости. Использование силовой установки нового типа существенно улучшило ходовые характеристики корабля (для сравнения, максимальная скорость хода линкоров типа «Айрон Дьюк» составляла 21,3–21,6 узла, а максимальная дальность хода – 7780 миль при скорости в 10 узлов). Для энергоснабжения кораблей использовался постоянный ток напряжением 200 В, вырабатывавшийся двумя генераторами мощностью по 450 кВт, приводимых в действие нефтяными двигателями, а также двумя турбогенераторами мощностью по 200 кВт.

Бронирование

Схема бронирования надводной части линейных кораблей типа «Куин Элизабет» на первый взгляд повторяла схему бронирования линкоров типа «Айрон Дьюк»:

Однако при проектировании основного броневого пояса конструкторами было принято решение, неоднозначно оцениваемое специалистами. Основная, наиболее толстая часть броневого пояса, предназначенная для прикрытия машинных отделений и погребов боезапаса, тянулась от барбета башни главного калибра «А» до барбета башни «Y» и состояла из трех полос общей шириной около 4 метров. На «Айрон Дьюке» толщина бронеплит верхнего, среднего и нижнего поясов составляла соответственно 203, 305 и 229 мм. На «Куин Элизабет» пропорция между толщинами плит была пересмотрена в сторону увеличения до 330 мм толщины брони среднего пояса за счет уменьшения толщины брони верхнего пояса до 152 мм и нижнего пояса – до 203 мм. Большинство специалистов, соглашаясь с уменьшением толщины нижнего пояса, находившегося при боевой осадке ниже ватерлинии, изначально высказывали сомнения в целесообразности ослабления верхнего пояса.

Отказ от угольных ям, интегрированных на более ранних линкорах в противоминную защиту, заставил радикально пересмотреть защиту подводной части линкоров типа «Куин Элизабет». Первоначальный проект предусматривал установку противоторпедных сетей, но в июле 1912 года от них было решено отказаться из-за большой массы стрел для сетей (до 120 тонн), к тому же моряки считали, что противоминные сети являются слишком сложными в эксплуатации и уязвимыми для артиллерийского огня. В окончательном варианте защита состояла из двух продольных переборок толщиной 50,8 см, тянувшихся от носового до кормового торпедного отсека и от средней палубы до днища на удалении 1,8–2,4 метра от борта. Их оконечности замыкали поперечные переборки толщиной также в 50,8 см. Примененная на кораблях двухуровневая защита (снаряд попадал непосредственно в борт корабля, что, в лучшем случае, приводило к погашению взрыва противоминной продольной переборкой и затоплению части отсеков) существенно уступала уже существовавшей к тому времени трехуровневой системе, предусматривавшей наличие противоминных утолщений или булей (снаряд попадал в противоминное утолщение, и оно должно было полностью поглотить энергию взрыва, не допуская попадания забортной воды внутрь корабля).

Участие в Первой мировой войне

В начале Первой мировой войны линейный корабль «Бархэм» являлся флагманским кораблем 5-й эскадры линкоров, включавшей также однотипные «Уорспайт», «Вэлиант» и «Малайя». Эскадра приняла участие в Ютландском сражении, в котором попала под сосредоточенный огонь всего германского Флота открытого моря (отмечено попадание 17 снарядов калибра 280 и 305 мм). Наиболее пострадали шедшие головным «Бархэм» (попало шесть 280-мм снарядов, убито и ранено 63 человека, ремонт занял 33 дня) и замыкающим – «Малайя» (попало семь 305-мм снарядов, убито и ранено 96 человек, ремонт занял 24 дня). При оценке результативности огня 5-й эскадры историки обычно ссылаются на Ю. Корбетта («Операции английского флота в мировую войну»):

«Залпы ложились одновременно и очень кучно, и немцы не скрывают своего восхищения перед управлением огнем на «Бархэме». По их мнению, германские корабли избежали гибели только благодаря плохим качествам английских трубок (взрывателей) ».

Однако по факту, получив 17 попаданий, английские линкоры ответили всего шестью. Оценить уровень повреждений только лишь от 381-мм снарядов довольно трудно. Точно известно лишь то, что в результате попаданий двадцати одного снаряда крупного калибра (в том числе пяти 381-мм снарядов) и одной торпеды германский линейный крейсер «Зайдлиц» принял 8500 тонн воды, но смог самостоятельно добраться до базы, а в результате шести попаданий (трех 305-мм, двух 343-мм и одного 381-мм снаряда) в линейный крейсер «Фон дер Танн» был затруднен накат орудий главного калибра в средних башнях и затоплено румпельное отделение, но, несмотря на принятые 600 тонн воды, корабль продолжил бой и в дальнейшем вернулся на базу. Анализ повреждений, полученных в Ютландском сражении, заставил англичан серьезно задуматься о системе бронирования линкоров типа «Куин Элизабет».

Зона попадания

К-во снарядов

Калибр попавших снарядов, мм

Корабль

Последствия попадания снаряда

Средняя полоса броневого пояса

«Бархэм»

Бронирование под действием снаряда (в месте его удара) было смещено со своего места и вдавлено внутрь на 19 см

«Малайя»

Бронирование не было пробито, но получило некоторое смещение внутрь корпуса

Верхняя полоса броневого пояса

«Бархэм»

Бронирование пробито, в результате внутреннего взрыва уничтожена радиорубка, убито 26 и ранено 37 членов команды

«Бархэм»

Пробито бронирование между верхней и главной палубами, взрыв внутри корабля вызвал пожар

«Бархэм»

Бронирование пробито, взрыв в помещении под полубаком

Нижняя полоса броневого пояса

«Малайя»

Образование пробоин в подводной части в районе нефтяных цистерн с затоплением водой бортовых отделений и с появлением значительного крена

«Бархэм»

Пробито бронирование палубы полубака, взрыв внутри корабля

«Бархэм»

Пробито бронирование, взрыв между верхней и главной палубами

«Малайя»

«Малайя»

Пробито бронирование, взрыв внутри 152-мм батареи правого борта, сильный пожар

«Малайя»

Бронирование не пробито, но сорваны болты крыши башни «Х», которая вздрагивала при каждом последующем залпе

«Малайя»

Попадание в лазарет уничтожило оборудование, медикаменты, убито несколько находившихся там раненых и больных

Усиленная средняя полоса броневого пояса и броневая защита башен главного калибра доказали свою способность выдерживать попадания 305-мм снарядов, основной же недостаток бронирования состоял в недостаточной толщине верхней и нижней полос броневого пояса и палубы. Недостаток бронирования палубы был особенно ясен в свете развития тогдашней авиации. Кроме этого, по опыту Первой мировой войны англичане пришли к выводу о неэффективности противоминной защиты существовавших британских линейных кораблей. Недостатки защиты надводной и подводной частей были опасны в равной степени, но британское Адмиралтейство решило сосредоточиться на противоминной защите:

« Если в будущем возникнет вероятность войны с первоклассной морской державой (а сейчас об этом нет и речи), можно будет вернуться к вопросу о защите палуб не только от нападения с воздуха, но и от навесного артиллерийского огня ».

Но даже в части противоминной защиты Адмиралтейство ограничилось полумерами, аргументируя отказ от полной замены бронирования в пользу сооружения булей тем, что последнее мероприятие было существенно дешевле: 200 000 фунтов стерлингов против 350 000.

Модернизации межвоенного периода

На линкорах типа «Куин Элизабет» работы осуществлялись поочередно в два этапа и растянулись на период с 1922 по 1941 год. Линкор «Бархэм», оказавшийся пятым кораблем в очереди, успел пройти только первый этап модернизации в период с января 1931 по январь 1934 года.

В ходе модернизации «Бархэм» оборудовали противоторпедными булями, разделенными по горизонтали на верхнюю (прикрывала броневой пояс) и нижнюю (простиралась от днища до нижней кромки броневого пояса) части. Между внешней стенкой буля и противоторпедной переборкой располагались продольные пространства: полость буля, полость двойного дна и внешний отсек. Внешний отсек и междудонное пространство предполагалось использовать как топливные цистерны и одновременно – как часть защитной системы. Теоретически противоминная защита каждого корабля должна была выдерживать взрыв торпедной боеголовки массой 335 кг. В зоне главных артиллерийских погребов, где топливные цистерны отсутствовали (что снижало эффективность подводной защиты), к бортам были пристроены водозащитные отсеки. Эти отсеки, оборудованные насосами, располагались у бортов, в междудонном пространстве, а также во внешней полости буля. В ходе модернизации средняя палуба над погребами была усилена 102-мм броней, а тыльная сторона каждого каземата 152-мм орудий – перекрыта переборкой из 38-мм листа, которая, как считали, обладала достаточной прочностью, чтобы задержать осколки тяжелых снарядов и бомб.

Стандартная модернизация артиллерийского вооружения британских линейных кораблей в межвоенный период предусматривала:

  1. Увеличение угла подъема орудий главного калибра, что позволяло увеличить дальность стрельбы;
  2. Замену противоминных орудий на универсальные орудия;
  3. Установку зенитных автоматов;
  4. Установку радаров.

Модернизация артиллерийского вооружения носила весьма ограниченный характер и свелась к:

  1. Замене в 1938 году четырех 102-мм зениток на четыре двухорудийные 102-мм установки;
  2. Установке трех восьмиствольных 40-мм зенитных автоматов (два установлены в 1936 году и один – в 1941 году) и четырех 12,7-мм пулеметов (по два в 1936 и 1941 годах).

Данные об установке на линкоре радаров отсутствуют. Модернизация британских линкоров, как правило, сопровождалась полным или частичным демонтажем торпедных аппаратов. Не стал исключением и «Бархэм», с которого в 1941 году были демонтированы носовые аппараты. Наибольшей модернизации подверглось авиационное вооружение корабля: в 1933–1936 годах на нем демонтировали взлетные платформы на башнях «В» и «Х», а вместо них установили катапульту типа «EI-Т», позволявшую осуществлять запуск гидросамолета «Фейри-IIIF» (в 1941 году катапульту приспособили для запуска гидросамолета «Суордфиш»).

В ходе модернизации стандартное водоизмещение корабля возросло до 31 350 тонн, а полное – до 35 970 тонн, что отрицательно сказалось на его скоростных характеристиках.Тем не менее, замена элементов силовой установки не проводилась, а полученная на ходовых испытаниях максимальная скорость в 22,3 узла также была объяснена плохим состоянием днища.

К началу Второй мировой войны линкор «Бархэм» являлся устаревшим кораблем, бронирование, противоминная защита и зенитное вооружение которого абсолютно не соответствовали новым требованиям, что и подтвердили последовавшие события.

28 декабря 1939 года «Бархэм», в первые месяцы войны привлекавшийся к сопровождению конвоев в Индийском и Атлантическом океанах, был атакован немецкой подводной лодкой U-30 к северу от Гебридских островов. Теоретически противоминная защита должна была свести к минимуму ущерб от попадания, но на практике попадание торпеды в левый борт на уровне носовых погребов боезапаса орудий главного калибра привело к образованию в буле пробоины длиной 9,75 м и шириной 5,2 м с последующим затоплением артиллерийских погребов и прилегающих отсеков. Крен корабля на левый борт, достигший 7°, удалось остановить и выпрямить только путем перекачки нефти (нечто подобное было проделано на однотипном линкоре «Малайя» в 1916 году). После трехмесячного ремонта в Ливерпуле линкор перевели в Средиземное море, где 27 мая 1941 года он был поврежден в результате воздушного налета немецких пикирующих бомбардировщиков. При этом самым опасным для корабля стало не прямое попадание 250-кг бомбы в башню главного калибра «Y», приведшее всего лишь к образованию отверстия диаметром 457 мм и потушенному через 20 минут пожару, а взрыв 250-кг бомбы в воде рядом с бортом. В результате взрыва в борте образовалась пробоина 6 на 4,9 метра, но возникший крен в 1,5° был оперативно компенсирован произведенной перекачкой нефти на другой борт. Работы по устранению повреждений заняли два месяца, после чего линкор вышел в свой последний поход.

Гибель линкора «Бархэм»

25 ноября 1941 года в 16 часов 25 минут (в англоязычных источниках упоминается время «4.25 p.m.», что иногда приводит к разночтениям) «Бархэм», следовавший в направлении Бенгази вместе с однотипными линкорами «Куин Элизабет» и «Вэлиант» в сопровождении восьми эсминцев, был атакован немецкой подводной лодкой U-331 у ливийского побережья в точке с координатами 32 градуса 34 минуты северной широты и 26 градусов 24 минуты восточной долготы. Немцы произвели залп из четырех торпед, три из которых попали в левый борт между дымовой трубой и башней «Y». После попаданий линкор быстро накренился и лег на борт, а в 16 часов 29 минут прогремел взрыв, буквально разрушивший корабль.

Такой была гибель линкора. В результате взрыва погиб командир «Бархэма» капитан первого ранга Кук и 861 человек из команды. Причиной взрыва принято считать детонацию боеприпасов кормового погреба орудий главного калибра. По мнению комиссии, расследовавшей обстоятельства гибели «Бархэма», детонация была вызвана пожаром в погребах боеприпасов 102-мм орудий. По мнению же спасшегося при взрыве вице-адмирала Придхэм-Уиппела к катастрофе привело попадание торпеды. И все же истинной первопричиной гибели «Бархэма», скорее всего, стало желание британского Адмиралтейства сэкономить 150 000 фунтов на модернизации противоторпедной защиты корабля.