Международные стандарты экологического менеджмента. Международные стандарты экологического менеджмента Характеристика системы стандартов iso 14000

Система экологического менеджмента — это часть общей системы менеджмента, которая включает организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки.

Международные стандарты серии ISO 14000 — стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

ISO 14001 — «Системы экологического менеджмента — спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

ISO 14004 — «Системы экологического менеджмента — общее руководство по принципам, системам и методам».

ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

ISO 14050 — «Глоссарий».

В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-98.

Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

  1. Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
  2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
  3. Организация должна выработать экологические цели и задачи.
  4. Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
  5. Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
  6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
  7. Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
  8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
  9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.

Однако построение системы экологического менеджмента в соответствии со стандартом ISO 14001 дает и другие преимущества:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований;
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

В России первым был сертифицирован по ISO 14001 Вологодский подшипниковый завод. В настоящее время такие сертификаты имеют более двадцати российских предприятий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ФИРМЫ «ИНТЕГРАЛ» ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В первую очередь перечислим приоритетные экологические проблемы в порядке убывания их значимости в мировом масштабе - в соответствии со стандартами ISO 14000.

Уменьшение озонового слоя.

  1. Глобальное потепление.
  2. Исчезновение биологического разнообразия.
  3. Загрязнение атмосферы.
  4. Загрязнение воды.
  5. Токсические химические вещества.
  6. Ядерные отходы.
  7. Истощение природных ресурсов.
  8. Качество жизни.

Использование программных продуктов фирмы «Интеграл» является значимым компонентом в построении системы экологического менеджмента для решения следующих экологических проблем: загрязнение атмосферы, загрязнение воды, и отчасти — токсические химические вещества в области их безопасного размещения. Это соответствует положениям ГОСТ Р ИСО 14001-98:

П. 4.3.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показатели для каждого соответствующего подразделения и уровня в рамках этой организации. При установлении и анализе своих целевых показателей организация должна учитывать требования законодательных актов и другие требования.

Для выполнения положений этого пункта необходимо использование программных средств, с помощью которых фактические и плановые показатели можно получить расчетным путем:

  • унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) «Эколог»;
  • программа «ПДВ-Эколог» в части планирования природоохранных мероприятий совместно с расчетным модулем, проводящим расчеты по ОНД-86;
  • программы, реализующие методики по расчету выбросов загрязняющих веществ;
  • программы, позволяющие определить количественные характеристики образующихся на предприятии отходов;
  • программа «ПДС-Эколог» для расчета предельно-допустимых сбросов;
  • программа «Расчет поверхностного стока» для расчета прогнозируемого объема поверхностного стока;
  • программа «Эколог-pollution» для расчета разбавления загрязняющих веществ, сбрасываемых со сточными водами, в водоемы, водотоки и прибрежные зоны морей.

П. 4.4.5. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления всеми документами, которые требуются согласно настоящему стандарту для того, чтобы:

а) их можно было найти;

б) они периодически анализировались, пересматривались по мере необходимости и утверждались на предмет их адекватности уполномоченным персоналом;

в) текущие издания соответствующих документов были доступны во всех местах, где проводятся работы, важные для эффективного функционирования системы управления окружающей средой;

г) устаревшие документы сразу изымались из всех пунктов рассылки и применения или каким-либо другим способом предотвращалось их непреднамеренное использование;

д) любые устаревшие документы, оставленные для юридических целей и/или для сохранения сведений о них, надлежащим образом идентифицировались.

Природоохранная документация установленной формы должна, очевидно, быть частью документации по экологическому менеджменту. Для формирования, анализа и оперативной корректировки этой документации удобно использовать следующие программные средства серии "Эколог":

  • программа «ПДВ-Эколог» — формирование и печать таблиц проекта нормативов предельно-допустимых выбросов;
  • программа «2-тп (воздух)», 2-тп (отходы)», "2-тп (водхоз)» — формирование и печать форм статистической экологической отчетности для предприятия или объединения;
  • программа «Отходы» — формирование и печать пояснительной записки и таблиц проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

П. 4.5.1. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры регулярного мониторинга и измерения основных характеристик своих операций и видов деятельности, которые могут существенно воздействовать на окружающую среду. Сюда следует отнести регистрацию информации для того, чтобы проследить за исполнением, надлежащими мерами по оперативному контролю и за соответствием целевым и плановым экологическим показателям организации.

П. 4.5.3. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации, ведения и размещения зарегистрированных данных об окружающей среде.

Для осуществления мониторинга изменения характеристик операций могут быть использованы:

  • программы, содержащие базы данных по источникам выделений и выбросов загрязняющих веществ (УПРЗА «Эколог», «ПДВ-Эколог»);
  • программа, содержащие данные по операциям с опасными отходами «Отходы»;
  • программы по водной среде, позволяющие вести компьютерные базы данных по характеристикам воды и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что система стандартов ISO 14000 не предъявляет к предприятию определенных точных требований, использование специализированных программных средств в системе экологического менеджмента является удобным и целесообразным.


Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены соответствующие документы и назначен ответственный за некоторую область. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

– организационный – через улучшение экологического «поведения» корпораций;

– национальный – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;

– международный – через улучшение условий международной торговли.

Философия стандарта ISO 14000 – «через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечение в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом».

Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, такие как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такой страны, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000» – утверждает одна из консультационных фирм.

Сегодня международная организация по стандартизации ISO проводит политику внедрения интегрированных систем качества, которая регламентируется стандартами ISO 9000 (качество), ISO 14000 (окружающая среда), GMP (безопасность жизнедеятельности). Эти стандарты имеют общую область: новая версия стандартов ISO 9000/2000 уже включает в себя ряд вопросов экологии, стандарт ISO 14000 базируется на системе менеджмента качества.

Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становится таким же необходимым условием для предприятий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах- получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, нефтепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно используемых человеком и т.д.

Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на международный сертификат ISO 14000, проводимых пока исключительно зарубежными сертификационными органами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.

IQNet является международной сетью сертификационных органов. Члены ее – организации, проводящие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стандартам ISO 9000 или 14000, выдают единый международный сертификат с логотипом IQNet.

Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификационных работ с органами, входящими в сеть IQNet.

Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри предприятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.

Наряду с IQNet существует IAF – международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации – Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.

Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.

Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

– популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

– популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

– подготовка специалистов-аудиторов;

– развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

– внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой – ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014, можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.

Согласно стандарту, результатом внедрения системы экологического менеджмента является последовательное улучшение (рис. 3.2), т.е. процесс развития, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.

Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Стандарт ISO 14000 международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 8. Международные стандарты экологического менеджмента

(Вопросы для рассмотрения . Причины и история появления международных стандартов экологического менеджмента. Европейская схема экологического менеджмента и аудита ЕМАS. Система стандартов ISO 14000. Зачем стандарты ISO нужны предприятию. Проблемы внедрения экологического менеджмента в России).

Менеджмент (англ. management – управление, заведывание, организация) – управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства”.

В соответствии с принятыми международными стандартами, система экологического менеджмента представляет собой часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики.

Возникновение стандартов как системы экологического менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды . Истоки этого интереса можно проследить в 1972 году, когда Организация Объединенных Наций организовала конференцию по проблемам окружающей среды в Стокгольме , на которой была запущена Программа ООН по окружающей среде . Эти инициативы привели к созданию Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию и принятию Монреальского протокола и Базельской конвенции . В 1992 году была проведена первая конференция в Рио-де-Жанейро под названием Саммит Земли , задачей которой было создание в обществе ориентации на сохранение окружающей среды на глобальном уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век , целью которой является достижение устойчивого развития , то есть высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Однако достижение указанной цели возможно только при скоординированной деятельности различных участников общественной жизни. Как было отмечено подразделением ООН по Устойчивому развитию, промышленность играет ключевую роль в достижении целей устойчивого развития в качестве поставщика товаров и услуг для общества, как источник создания рабочих мест и как активный участник в общинной жизни.

С целью минимизации, а в перспективе недопущения негативного воздействия промышленности на состояние окружающей среды экономически развитые страны и, прежде всего, европейское сообщество стремятся создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за исполнением его требований. Это связано со стремлением упрочения Единого Европейского Рынка. Немаловажная роль в достижении этой цели отводится разработки и внедрению экологических стандартов (точнее стандартов организации экологического менеджмента).

История возникновения стандарта

В 1992 году BSI Group (Британский Институт Стандартов) был опубликован первый в мире стандарт на системы экологического менеджмента для организаций - BS 7750. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений.

Стандарт не является регламентирующим документом. Он не определяет требований к природоохранительной деятельности предприятия и, тем более, не предписывает их выполнение. Он содержит рекомендации, которые могут быть полезны для создания эффективной системы экологического менеджмента и развития инициативного экологического аудирования. Как полагают, это должно благоприятно сказаться на улучшении экологической обстановки в целом.

Стандарт Великобритании оказался прекрасно сбалансированным документом и поэтому не удивительно, что многие страны приняли его в качестве собственного внутреннего документа. Это были Финляндия, Голландия и Швеция. Франция, Испания и Ирландия разработали свои стандарты. Австрия воздержалась, она предпочитала ждать выхода общеевропейских документов, регламентирующих требования к экологическому менеджменту. Такой документ не заставил себя долго ждать.

Европейская схема экологического менеджмента и аудита.

В 1993 году в Европейском Сообществе вышли окончательно согласованные требования к созданию схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-management and audit scheme or EMAS ); предприятия получили возможность сертифицироваться в соответствии с EMAS с 1995 года.

Система экологического менеджмента является инструментом, с помощью которого промышленность может достигать целей, поставленных в своей экологической политике, а также решать конкретные сиюминутные задачи по экологии. Следует отметить, что EMAS является неотъемлемой частью системы “всеобъемлющего менеджмента качества”, которая нацелена на эффективное получение качественной продукции и услуг и является ядром философии менеджмента в развитых странах.

Экологический менеджмент, в соответствии с требованиями EMAS включает пять основных компонентов:

  • разработку экологической политики и выпуск документа, подтверждающего стремление организации (предприятия) к решению конкретных экологических задач;
  • оценку существующей ситуации, т.е. определение начального (нулевого) уровня, в сравнении с которым будет проводиться оценка деятельности предприятия;
  • формулирование стоящих перед предприятием конкретных задач, отвечающих целям экологической политики предприятия (поиск слабых мест и предложения по их улучшению);
  • разработка экологической программы, устанавливающей пути решения этих задач с конкретизацией каждой стадии;
  • проведение экологического аудирования для периодической проверки как решаются предприятием поставленные задачи, и позволяет ли улучшать экологическую ситуацию система экологического менеджмента.

Цель EMAS состоит в оценке и улучшении экологических характеристик деятельности промышленных предприятий и создании условий для представления населению экологической информации. Сертификация организаций, в соответствии с требованиями данной программы, добровольная.

Стандарт ISO 14000 — международный стандарт по созданию системы экологического менеджмента .

EMAS − европейский документ. Поэтому следует рассмотреть еще и всемирную систему экологического менеджмента, разработанную Международной организацией по стандартизации – ISO и опубликованную в 1996 году.

ISO 14000 представляет собой семейство стандартов, связанных с окружающей средой , которое существует, чтобы помочь организациям:

  • свести к минимуму негативное влияние деятельности организации на окружающую среду ,
  • соблюдать применимые законы, правила и другие экологически ориентированные требования,
  • постоянно совершенствоваться в приведенном выше.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

Организационный - через улучшение экологического "поведения" корпораций.

Национальный - через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.

Международный - через улучшение условий международной торговли.

ISO 14000 имеет сходство с ISO 9000 (семейством стандартов по менеджменту качества ), оба относятся к процессу производства продукта, а не к самому продукту. Как с ISO 9000 , сертификация осуществляется сторонними организациями, а не ISO напрямую. Требования ISO 14000 являются неотъемлемой частью Схемы экологического менеджмента и аудита Европейского союза (EMAS ).

Перечисленные стандарты близки, поскольку создавались на базе одного и того же − британского стандарта BS 7750. Однако, требования EMAS являются более жесткими в вопросах повышения экологической эффективности деятельности организации, соблюдения экологического законодательства, отчетности и вовлечения сотрудников.

По состоянию на 2010, ISO 14001 используется по меньшей мере 223 149 организаций в 159 странах. (более 160)

Несмотря на добровольность стандартов, в мире число сертифицирующихся организаций растет и, по словам председателя Технического комитета ISO/TC 207, занятого разработкой стандартов ISO серии 14000, через 8-10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой «третьей стороны» о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках.

Таким образом, в практике современного экоменеджмента ведущую роль играют две системы международных стандартов:

  • принятая в Евросоюзе Схема экологического международного менеджмента и аудита – EMAS (Eco-Management and Audit Scheme) и
  • система международных стандартов ISO 14000.

Стандарт EMAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения предписываемых им требований, в том числе в части составления первичного экологического обзора, процедуры аудита. Эти обстоятельства рассматриваются как снижающие его конкурентоспособность и привлекательность.

(Справка. В последнее время специалисты в области управления всё чаще говорят о необходимости (эффективности) интеграция системы менеджмента качества (СМК) с другими системами стандартов (охраны окружающей среды, охраны труда и др)

Принцип системного подхода к менеджменту (ISO 9000:2000) предполагает переход от менеджмента качества к качеству менеджмента всей организации. В соответствии с ISO 9004:2000 необходимо обеспечить сбалансированный (системный) подход к запросам потребителей и потребностям других заинтересованных сторон (собственников, поставщиков, работников, общества, партнеров ).

Разработка серии стандартов ISO 14000

Семейство стандартов ISO 14000 прежде всего включает в себя стандарт ISO 14001, представляющий собой фундаментальный набор правил, используемых организациями по всему миру, проектирующими и внедряющими эффективные Системы Экологического Менеджмента (далее СЭМ). Другим стандартом, включенным в эту серию является ISO 14004, дающий набор дополнительных руководств для достижения результативности СЭМ. Он также содержит специальные правила, связанные со специфическими аспектами экологического менеджмента . Основной целью серии стандартов ISO 14000 и установленных ими требованиями является продвижение наиболее эффективных и результативных практик экологического менеджмента в организациях, а также предоставление: полезных, пригодных к использованию, экономически-выгодных, систематизированных, гибких и приспосабливаемых под деятельность различных организаций инструментов. Стандарты серии ISO 14000 так же демонстрируют наиболее успешные практики, используемые для сбора, представления и анализа информации, касающейся экологии .

В отличие от предыдущих экологических распоряжений и правил, основанных на принудительных подходах, позже замененных подходами, основанными на рыночных механизмах, ISO 14000 был основан на добровольном подходе к экологическому регулированию . Серия стандартов ISO 14000 включает ISO 14001, содержащий руководства для создания или улучшения СЭМ. Стандарт ISO 14001 унаследовал многие положения от стандарта управления качеством — ISO 9000 , который служил в качестве модели для внутренней структуры ISO 14001 (National Academy Press 1999), оба из которых могут внедряться параллельно наравне друг с другом.

Так же как и ISO 9000 , ISO 14000 может служить как внутренним инструментом менеджмента , так и способом продемонстрировать экологическую ответственность своим клиентам и потребителям .
СЭМ определена
ISO как «часть системы менеджмента организации, включающая:

  • организационную структуру ,
  • планирование деятельности,
  • ответственность,
  • практики,
  • процедуры ,
  • процессы и ресурсы для разработки, внедрения, выполнения и управления политикой в области экологии ».

Стандарт ISO 14001

ISO 14001 устанавливает критерии для СЭМ. Он не устанавливает требования для экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать для построения эффективной СЭМ. Он может быть использован организациями для повышения эффективности использования ресурсов , снижению потерь и издержек . Используя ISO 14001 можно продемонстрировать защищенность менеджмента организации и ее работников. Так же он может быть использован для демонстрации заинтересованным сторонам, того, что компания измеряет и улучшает экологическое влияние на них. ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями менеджмента для более удобного достижения своих экологических и экономических целей.

Так же как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главной целью является помочь компаниям в улучшении своих экологических показателей, соблюдая при этом действующее законодательство. Организации ответственны за установление своих целей, их отслеживание и достижение. Стандарт служит помощью в достижении целей и задач компании, а также для их мониторинга и измерения .

Стандарт может быть применен к различным уровням деятельности компании, от организационного, до уровня производства и оказания услуг. Вместо того, чтобы фокусироваться на конкретных измерениях и целях экологической эффективности, стандарт выделяет то, что организация должна делать, чтобы достичь эти цели. Успешность системы сильно зависит от вовлеченности всех уровней организации, особенно высшего руководства, которое должно быть вовлечено в разработку, внедрение и управление СЭМ.

ISO 14001 обладает родовыми признаками стандартов на системы менеджмента, полезных для организаций, желающих улучшить свою деятельность и управлять ресурсами более эффективно.

Он подходит для:

  • Всех крупных транснациональных компаний;
  • Компаний, как с высокими, так и малыми рисками;
  • Производственных компаний и, компаний предоставляющих услуги, включая местные государственные сообщества;
  • Всех отраслевых секторов, включая публичные и закрытые;
  • Производителей уникального оборудования и их поставщиков.

Все стандарты периодически пересматриваются ISO на актуальность текущим рыночным требованиям.

Основные принципы и методология

Планирование — установка целей и необходимых процессов

До внедрения ISO 14001, рекомендуется провести анализ на соответствие требованиям стандарта текущих процессов организации — это облегчит обнаружение элементов существующих и будущих процессов компании, взаимодействующих с окружающей средой . Эти элементы определяются экологическими аспектами. Экологические аспекты могут быть как прямыми — теми, которые образуются в результате производства, так и косвенными — теми, которые связаны с поставками сырья и материалов.

Такая первоначальная проверка помогает компаниям:

  • в установлении своих экологических целей и задач, которые должны быть точно измеримы;
  • позволяет разработать управленческие процедуры и процессы;
  • помогает выявить соответствующие законодательные требования, которые потом могут быть включены в политику организации.

Действие — внедрение процессов

На протяжении этого этапа компания определяет необходимые ресурсы и персонал организации, ответственный за внедрение и контролирование СЭМ.

Этап включает:

  • документирование всех процессов и процедур, включая контроль за операциями и документами ;
  • создание процедур для экстренных случаев;
  • а также процессы обучения сотрудников, чтобы удостовериться в том, что они внедрили необходимые процессы и фиксируют результаты наблюдений.

Вовлеченность и участие всех уровней организации, особенно высшего руководства — жизненно важное условие на этапе внедрения, так как эффективность всей СЭМ зависит от активности участия всего персонала организации.

Проверка — измерение, мониторинг и отчетность процессов

В течение этапа проверки, отслеживается и периодически измеряется производительность, для обеспечения уверенности в том, что экологические цели и задачи организации выполняются. В дополнении, регулярно проводятся внутренние аудиты для выяснения — действительно ли СЭМ внедрена должным образом, а процессы и процедуры измеряются и управляются адекватно.

Воздействие – проводить мероприятия по улучшению деятельности СЭМ, основанные на достигнутых результатах

После этапа проверки проводится запланированный пересмотр деятельности организации для того, чтобы убедиться, что цели СЭМ достигаются, степень их достижения соответствует установленной, взаимосвязи должным образом управляются, и, чтобы оценить изменения внешних условий (например, нормативно-правовых требований) в целях дальнейшей выработки рекомендаций по улучшению функционирования системы. Эти рекомендации далее учитываются на этапе планирования для того, чтобы, вследствие их реализации, улучшить СЭМ.

Концепция непрерывного улучшения

В ISO 14001 указано 3 направления концепции непрерывного улучшения:

  • Развитие. Постоянное расширение сфер бизнеса, охватываемых внедренной системой экологического менеджмента.
  • Насыщение. Постоянное увеличение типов деятельности, объемов продукции, количества процессов, ресурсов, управляемых внедренной СЭМ.
  • Улучшение. Здесь имеются ввиду как улучшение структуры и организации СЭМ, так и выработка собственных методов управления проблемами, связанными с экологией.

В целом, концепция непрерывного улучшения подразумевает переход от обычных оперативных природоохранных мероприятий к стратегическому подходу к решению экологических проблем.

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 1400, и которые являются предметом формальной сертификации предприятия по ISO 1400 :

1.Организация должна выработать экологическую политику - специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи. Для этого организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (при этом здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Цели и задачи должны быть по возможности количественными. Они должны быть основаны на экологической политике ("включая осознание необходимости или приверженность предотвращению загрязнений"), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды "заинтересованных сторон" (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

3. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента. Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

4. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности. Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации.

5. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала, а также по подготовке к нештатным ситуациям.

6. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

7. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

8. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.

Преимущества, которые предприятию даёт внедрение системы экологического менеджмента

Стандарт ISO 14001 был разработан главным образом для того, чтобы уменьшить воздействие деятельности организаций на окружающую среду. Помимо того, что организации смогут улучшить свою деятельность в рамках экологических стандартов, они так же получают ряд экономических преимуществ, в том числе повышенный уровень соответствия законодательным и правовым требованиям за счет использования стандарта ISO .

Внедрение системы экологического менеджмента обеспечивает предприятие следующими преимуществами:

  • систематическим снижением отрицательного воздействия на окружающую среду;
  • систематическим сокращением производственных и эксплуатационных затрат, в том числе с ущественно уменьшить расход электроэнергии, воды и других ресурсов, а также уменьшения количества отходов и, соответственно, затрат на их утилизацию;
  • снижением природоохранных платежей и более эффективное выполнение требований природоохранительного законодательства.

Кроме этого, внедрение СЭМ обеспечивает комплекс дополнительных преимуществ, включая:

  • снижение рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий в случае их возникновения;
  • повышение конкурентоспособности предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
  • возможность освоения новых рынков;
  • приобретение более благоприятного имиджа и улучшение отношений с потребителями, партнерами, инвесторами, государственными органами, общественностью;
  • повышение доверия со стороны проверяющих организаций;
  • увеличение инвестиционной привлекательности;
  • снижение процентных ставок по кредитам;
  • снижение ставок платежей по экологическому страхованию (страхование экологических рисков предприятия) и т.д.

Следует отметить, что в современном производстве, имеющем многочисленные связи с другими производителями сложно в полной мере реализовать эффективную СЭМ (от постели до могилы) особенно когда в поставке сырья, материалов, полуфабрикатов,комплектующих участвуют предприятия малого и среднего бизнеса, которым сложно внедрить у себя СЭМ в котроткие сроки. Решить эти проблемы призван один из стандартов серии ISO 14000 - ISO 14005:2010 "Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики". Этот новый стандарт предназначен для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды в организациях малого и среднего бизнеса

Основная цель экологического менеджмента − повышение кредита доверия к тому предприятию, на котором он осуществляется, за счет последовательного улучшения экологической обстановки всех сфер деятельности. Наиболее характерным улучшением является снижение отрицательного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. В практике Российской Федерации принципы экологического менеджмента на предприятиях встречаются или хотя бы декларируются ими крайне редко.


Оценка соответствия (сертификация предприятия по ISO 14001

ISO 14001 может быть внедрен полностью или частично для того, чтобы помочь организации (будь то коммерческая или некоммерческая организация) улучшить взаимодействие с окружающей средой. Если все составляющие стандарта ISO 14001 включены в процесс управления, организация может управлять этими элементами, чтобы доказать полное соответствие стандарту ISO 14001, используя одну из четырех перечисленных возможностей:

  • Осуществлять самоопределение или самоуправление;
  • Искать подтверждение соответствия у заинтересованных сторон, например, потребителей;
  • Искать подтверждение соответствия у внешних организаций;
  • Пройти регистрацию у сертифицированных органов.

Все эти возможности несравнимы между собой. Каждая функция соответствует различным потребностям на рынке. Каждая организация для себя определяет ту функцию, которая более необходима в той или иной ситуации.

Первую функцию иногда ошибочно называют “самостоятельная сертификация” или “само-сертификация”. Это не приемлемо с точки зрения терминологии ISO и может привести к путанице на рынке.

Вторую функцию называют аудитом второй стороны, что является приемлемым термином в рамках стандарта.

Третья функция подразумевает наличие независимой третьей стороны (когда она, в свою очередь, не аккредитована международным сертифицирующим органом), проводящей аудит организации.

Четвертая функция так же подразумевает наличие третьей независимой стороны и наиболее широко применяется среди всех организаций. Сертификация так же известна в некоторых странах как “Регистрация”. Поставщики услуг по сертификации аккредитованы национальным органом по сертификации (например, UKAS– в Великобритании).

Сертификат ИСО 14001 подтверждает, что деятельность компании соответствует требованием стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-2007 (ISO 14001:2004), то есть система экологического менеджмента на предприятии работает эффективно и направлена на рациональное использование ресурсов и минимизацию негативного влияния на окружающую среду.

(Справка - Из серии ISO 14000 (ГОСТ Р ИСО 14000) только стандарт ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001) содержит требования к системе экологического менеджмента. Сертификация проходит только по этому стандарту.

Остальные стандарты данной серии призваны дополнять стандарт ISO 14001. Например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010- 14012 определяет принципы аудита системы экологического менеджмента и т.д.).

Консультация ISO 14001

ISO 14001 связан с экологическими проблемами. Хотя он и является стандартом на системы, но требует от организации идентифицировать и оценивать экологические аспекты своей деятельности и осуществлять контроль в целях сокращения негативного влияния на окружающую среду. Многим организациям требуется приложить немалое усилие для постановки задач экологического характера, поэтому они заказывают услуги консультантов ISO 14001 для решения технических проблем в экологии. Подготовка является первым шагом к внедрению ISO 14001. После подготовки организация может обратиться к компаниям-консультантам ISO 14001.

Список стандартов серии ISO 14000

  • ISO 14001 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
  • ISO 14004 Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования
  • ISO 14005 Системы менеджмента окружающей среды. Руководящие указания для поэтапного внедрения системы менеджмента окружающей среды, включая оценку экологической характеристики
  • ISO 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы
  • ISO 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем экологического менеджмента
  • ISO 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Критерии квалификации аудиторов систем экологического менеджмента
  • ISO 14014 Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Используется перед созданием формальной системы экологического менеджмента.
  • ISO 14015 Экологический менеджмент. Экологическая оценка площадок и организаций
  • ISO 14020 Экологические этикетки и декларации. Основные принципы
  • ISO 14031 Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности
  • ISO 14040 Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура.
  • ISO 14050 Управление окружающей средой. Словарь.
  • ISO 14060 Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию.
  • ISO 14062 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции
  • ISO 14063 Экологический менеджмент. Обмен экологической информацией. Рекомендации и примеры
  • ISO 14064 Измерение, количественное измерение и уменьшение выбросов парниковых газов.

Опыт внедрения систем экологического менеджмента в России

Природопользование и охрана окружающей среды стали одной из новых сфер взаимодействия между Европейским Союзом и Россией. В условиях вступления России в ВТО также отражен процент российских предприятии, сертифицированных по системе менеджмента качества.

В случае не принятия международных стандартов, российские предприятия при вхождении страны в европейскую, а тем более, мировую экономику могут стать банкротами или будут поглощаться зарубежными фирмами. С учетом указанного «требуется регламентировать внутренний экологический аудит на предприятиях и в компаниях с созданием систем управления окружающей средой на предприятиях, установить принципы и формы взаимодействия производственного экологического контроля с другими видами экоконтроля, создавать системы добровольной экологической сертификации, реанимировать экологический аудит, интерес к которому у предприятий пропал ввиду некомпетентности и авантюрности действий ряда аудиторских фирм, а главное – создать регулируемый рынок работ и услуг природоохранного назначения».

Мировая статистика показывает, что сертифицированных систем экологического менеджмента в России на порядок меньше, чем сертифицированных систем менеджмента качества (что в целом отражает мировую динамику внедрения систем менеджмента). По данным, опубликованным в конце ноября 2007г. в отчете «Обзор сертификатов ISO. 2006», количество сертификатов в России по ИСО 9001:2001– 6398, по ИСО 14001:2004 – 223.

Известно, что международные стандарты разрабатывались под развитые рынки Запада. Поэтому возникает вопрос, применимы ли они к отечественным предприятиям? Ответ не может быть однозначным.

С одной стороны, целый ряд отечественных рынков уже достигли насыщенности западных рынков, например, рынок продуктов питания. С другой стороны, вводимые международные стандарты очень непросты для восприятия не так динамично развивающихся отраслей экономики. Они рассчитаны на западный менталитет и не адаптированы к российским условиям в должной мере.

В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. Кроме того, в России даже действующие нормативы, например, в области экологического аудита и экологического менеджмента крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны – это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.

В стране отсутствует единая система сертификации: действуют многочисленные системы, курируемые разными федеральными органами.

Проблемы, препятствующие распространению экологического менеджмента в России.

1. Низкий уровень общего менеджмента на предприятиях . Как было отмечено, система экологического менеджмента тесно связана с системой менеджмента организации в целом и должна быть ее составной частью. Международные стандарты подразумевают, что внедрение СЭМ осуществляется в определенном организационном контексте. Предполагается, что определена миссия организации, формируется иерархия целей и задач, осуществляется систематическое планирование, разрабатываются и фиксируются процедуры. В то же время для большинства российских предприятий многие из перечисленных понятий являются новыми и непривычными. Кроме того, для российской промышленности в целом характерен низкий уровень менеджмента, что проявляется, в первую очередь, в недостаточном использовании современных подходов к планированию и анализу результативности, невнимании к мотивации персонала, формализованном подходе к его обучению.

Такая ситуация, безусловно, создает трудности для внедрения СЭМ на предприятиях. Именно с этим связан значительный потенциал для снижения воздействия на окружающую среду с использованием организационных и малозатратных мероприятий. Например, разработка и соблюдение специальных процедур обращения с опасными веществами реально приводит к предотвращению или сокращению воздействия таковых на окружающую среду и персонал предприятия, а в ряде случаев способствует снижению себестоимости продукции. Кроме того, внедрение СЭМ предоставляет предприятию возможность на примере решения природоохранных проблем опробовать современные подходы к менеджменту, что формирует базу для создания системы менеджмента качества, отвечающей принципам, заложенным в стандарты систем менеджмента качества ISO серии 9000, а также повысить эффективность системы менеджмента в целом.

2. Ограниченное понимание экологической деятельности предприятия и системы экологического менеджмента. В большинстве случаев экологическая (природоохранная) деятельность российских предприятий рассматривается исключительно как деятельность, осуществляемая по принципу "на конце трубы". Безусловно, внедрение и эксплуатация средозащитной техники является неотъемлемой частью экологической деятельности, однако во многих случаях превентивный подход, основанный на систематическом анализе производственного процесса как единого целого, может привести к гораздо более продуктивным решениям. Так, оптимизация существующих технологических процессов одновременно с сокращением потерь может потребовать относительно небольших затрат, что приведет в конечном счете как к снижению воздействия на окружающую среду, так и к получению экономического эффекта.

Создание СЭМ во многих случаях также первоначально рассматривается как реорганизация работы отдела по охране окружающей среды. В то же время создание эффективной СЭМ требует от высшего руководства принципиального решения осознания важности такой системы для предприятия, активного участия в ее внедрении, а также развития системы менеджмента в целом. Кроме того, необходимо вовлечение всего персонала в экологическую деятельность организации, увеличение инвестиций в развитие этого направления.

3. Недопонимание характера стандартов в области СЭМ. Определенные трудности представляет понимание самой природы добровольных стандартов и их соотношения с методами государственного регулирования. Характерным для российских условий является стремление рассматривать их как обязательные, чему в немалой степени способствует позиция (а вернее, отсутствие четкой позиции Министерства природных ресурсов и его региональных органов). То есть, руководители предприятий нередко рассматривают стандарты ISO серии 14000 как еще один инструмент государственного регулирования, который вот-вот будет введен в действие. Поэтому значительное внимание приходится уделять не только распространению сведений о принципах и конкретных элементах СЭМ, но и разъяснению их добровольного характера. При этом отмечается тот факт, что стандарты в области СЭМ предлагают инструмент, позволяющий, помимо решения прочих задач, эффективно организовать учет и соблюдение предприятиями требований регулирующих органов.

4. Отсутствие международного признания систем сертификации СЭМ в России. Как следует из статистики, после официальной публикации международного стандарта ИСО 14001 в мире широко развернулись работы по сертификации/регистрации СЭМ. Во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии зарегистрировано несколько систем добровольной сертификации, объектом сертификации которых являются СЭМ (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-2007). Одна из проблем, с которой столкнулись органы по сертификации этих систем, это признание выдаваемых ими сертификатов органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными органами по сертификации и, соответственно, зарубежными потребителями.

Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб российской экономике, поскольку на российском рынке развертывают свою деятельность зарубежные органы по сертификации, оказывая сертификационные услуги за весьма высокую (по российским меркам) плату. К тому же такие услуги в ряде случаев оказываются не вполне качественными. Отечественные предприятия несут большие расходы по получению зарубежных сертификатов, которые не имеют юридической силы на территории РФ, т.к. не существует взаимного признания отечественных и зарубежных систем сертификации СЭМ и отсутствуют соответствующие международные соглашения.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6597. Стандарты ИСО, сертификация и система менеджмента качества 34.71 KB
Цель разработки стандартов – унификация национальных стандартов на продукцию для упрощения и расширения международной торговли. В настоящее время насчитывается более 13 тысяч стандартов ISO
8261. Другие инструменты экологического менеджмента 1 MB
Практическая применимость ОЖЦ: Достичь более полного понимания воздействий на ОС рисков и возможностей ответственности; Повысить эффективность взаимоотношений с поставщиками и потребителями; Определить ключевые направления совершенствования продукции и процесса производства; Разработать показатели которые четко отражают возможные воздействия продукции на ОС на протяжении всего ЖЦ; Превратить массив данных о продукционной системе в информацию которая может быть использована для оценки достижений компании анализа...
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
17836. Стандарты оказания государственных услуг в РУ и ТП 28.69 KB
По результатам проводимых опросов, качества предоставления государственных услуг удовлетворяют очень малое количество процентов населения. Для улучшения механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построенной на надлежащем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг. В настоящее время тема особенно актуальна и требует к себе пристального внимания
16938. Новые стандарты подготовки специалистов для экономики 1.95 MB
Красноярск Новые стандарты подготовки специалистов для экономики В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается на порядок повысить показатели инновационной активности в 2-3 раза поднять эффективность экономики в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Среди предпосылок имеющихся в России для реализации этой стратегии следует отметить:...
6706. Структурированный язык запросов – SQL: история, стандарты, основные операторы языка 12.1 KB
Структурированный язык запросов SQL основан на реляционном исчислении с переменными кортежами. Язык SQL предназначен для выполнения операций над таблицами создание удаление изменение структуры и над данными таблиц выборка изменение добавление и удаление а также некоторых сопутствующих операций. SQL является непроцедурным языком и не содержит операторов управления организации подпрограмм ввода вывода и т.
19488. Характеристика современного экологического кризиса 17.64 KB
Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия человека на биосферу является загрязнение. Большинство острейших экологических ситуаций в мире и в России так или иначе связаны с загрязнением окружающей природной среды Чернобыль кислотные дожди опасные отходы и т. Поэтому понятие загрязнение рассмотрим подробнее. Загрязнением называют поступление в окружающую природную среду любых твердых жидких и газообразных веществ микроорганизмов или энергий в виде звуков шумов излучений в количествах вредных для здоровья...
10801. Международные СО 28.65 KB
Процесс глобализации затрагивает и средства массовой информации В таком интернациональном мире институт связей с общественностью приобретает особую значимость поскольку многие компании проявляют интерес к международной деятельности. Татаринова в своей книге Управление общественными отношениями посвященной актуальным проблемам связей с общественностью определяет международные коммуникации как коммуникации осуществляемые между государствами или затрагивающие государственные интересы1. По мнению Кэролайн Блэк Croline Blck автора...
11424. Анализ экологического состояния ГНПП «Бурабай» 640.33 KB
Диаграмма роста численности посетителей Графики изменения содержаний загрязняющих веществ в озерах ГНПП «Бурабай», диаграмма динамики индекса загрязненности вод озер ГНПП «Бурабай», диаграмма показателей количества единиц автотранспорта, въезжающего в курортную зону, диаграмма динамики увеличения объемов выбросов от автотранспорта, диаграмма концентраций вредных веществ в почваз у автомобильных трасс.
18167. Оценка экологического риска от строящегося объекта 1.05 MB
Кроме упомянутых причин отрицательного влияния для находящуюся вокруг сферу возле сооружении и эксплуатации проектируемых тем типично шумовое действие для биокомплекса. Заключение данных проблем в увязке с национальным прогнозом для складе единых инженерно-природоохранных исследований с учетом личных оценок влияний дозволяет в комплексе принять решение трудности нормативного капиталом находящейся вокруг сферы и доказать приемлемость встреченных предназначенных выводов с природной точки позиции. Природоохранное подтверждение проектируемой...

Серия стандартов ИСО 14000 затрагивает различные аспекты экологического менеджмента. Она предоставляет практический инструментарий для компаний и организаций, стремящихся определить и контролировать их воздействие на окружающую среду и постоянно улучшать свои экологические показатели. В ИСО 14001:2004 и ИСО 14004:2004 основное внимание уделено системам экологического менеджмента. В других стандартах серии акцент сделан на конкретные экологические аспекты, такие как анализ жизненного цикла, обмен информацией и аудит.

Понятие экологического менеджмента

Название научной дисциплины «экологический менеджмент » претерпевает изменение в ходе своей эволюции. В научной литературе за рубежом и тем более в России, где интерес к этой экономико-управленческой дисциплине начал формироваться недавно, нет общепринятого определения этого понятия. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления ».

Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием ». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики », Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

В работах, отечественных ученых также наблюдаются различные подходы в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями ». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы ». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности ».

Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды ».

Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент (экологизация менеджмента) — инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости ». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация " означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды.

В соответствии с ISO 14000 , система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики, целей и задач.

Система экологического менеджмента имеет следующие взаимосвязанные структурные элементы:

  • Утвержденную экологическую политику
  • Персонал, ответственный за поддержание системы экологического менеджмента
  • Контроль за соблюдением нормативно-правовых требований
  • Процедуры идентификации и оценки экологических аспектов
  • Установленные цели и задачи по охране окружающей среды
  • Сформированную экологическую программу
  • Документационное обеспечение системы экологического менеджмента
  • Управление операциями
  • Обучение персонала
  • Экологический мониторинг
  • Корректирующие и предупреждающие действия
  • Периодическую оценку соответствия с помощью экологического аудита
  • Анализ со стороны руководства

ИСО 14001:2004 устанавливает критерий для системы экологического менеджмента. Стандарт не устанавливает требований для экологических показателей, но намечает рамки, которым компания или организация может следовать, чтобы создать эффективную систему экологического менеджмента. Он может быть использован в любой организации, независимо от вида деятельности или отрасли. Использование ИСО 14001:2004 гарантирует руководству и сотрудникам компании, а также внешним заинтересованным сторонам, что воздействие на окружающую среду измеряется и улучшается.

Цели и задачи экологического менеджмента.

В качестве целей внедрения и сертификации на предприятии системы экологического менеджмента могут быть выделены следующие:

  • Снижение негативного воздействия на ОС;
  • Повышение экологической эффективности деятельности предприятия;
  • Повышение экономической эффективности деятельности предприятия;
  • Снижение образования отходов и их переработка

Задачи экологического менеджмента:

  • Обоснование экологической политики и обязательств

Экологическая политика - публично декларируемые принципы и обязательства, связанные с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающие основу для установления его экологических целей и задач.

  • Планирование экологической деятельности

Планирование является одной из важнейших функций экологического менеджмента, позволяющей упорядочить и систематизировать возможные многочисленные мероприятия и действия, направленные на достижение экологических целей.

  • Организация внутренней и внешней экологической деятельности

Суть состоит в осуществлении запланированных и незапланированных (дополнительных) действий и мероприятий, направленных на минимизацию потребления материальных и энергетических ресурсов и сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.)

  • Мотивация персонала

Позволяет вовлечь персонал в деятельность по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов.

  • Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль

Проводится с целью заблаговременного выявления отклонения работы предприятия от запланированных показателей.

  • Анализ и оценка результатов экологической деятельности

Функция обеспечения управленческих решений, относящихся к экологической результативности организации, путем выбора показателей, сбора и анализа данных, оценки информации по критериям экологической результативности, подготовки отчетности и обмена информацией, а также периодического пересмотра и совершенствования этого процесса.

  • Пересмотр и совершенствование системы экологического управления и экологического менеджмента

В рамках этой функции организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для реагирования на существующее или потенциальное несоответствие.

Механизм внедрения экологического менеджмента

В настоящее время в мире уже накоплен опыт внедрения и функционирования систем экологического менеджмента, что позволило мировому сообществу выработать ряд документов, регламентирующих процедуры его внедрения.

В соответствии с этими документами механизм внедрения системы экологического менеджмента имеет следующие этапы:

  • Оценка исходной ситуации
  • Планирование внедрения системы экологического менеджмента
  • Постановка целей, задач и разработка программ.
  • Мониторинг (система наблюдения)
  • Оценка результативности
  • Внутренний аудит системы экологического менеджмента.

Преимущества использования ИСО 14001:2004

  • Снижение затрат на утилизацию отходов
  • Экономия в потреблении энергии и материалов
  • Снижение затрат на распределение
  • Улучшение имиджа среди инспекторов, потребителей и общественности

Появление ISO 14000 — серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях — называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.

ЧТО ТАКОЕ ISO 14000

Стандарты серии ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентированы не на количественные параметры (объем выбросов, концентрация веществ и т.п.) и не на выполнения требования использовать «наилучшую доступную технологию». Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента — environmental management system, EMS. Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии — ISO 14001 — не содержит никаких абсолютных требований к воздействию организации на окружающую среду, однако, организация в специальном документе обязывается соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «глобального управления качеством» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000), на соответствие с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 года.

Система стандартов должна обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

  1. Организационный — через улучшение экологического «поведения» корпораций.
  2. Национальный — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики.
  3. Международный — через улучшение условий международной торговли.

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ISO 14000

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

  • принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);
  • инструменты экологического контроля и оценки;
  • стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы:

Принципы экологического менеджмента

Принят

ISO 14001

Системы экологического менеджмента (EMS) — спецификации и руководство по использованию

+

ISO 14004

EMS — Общие руководство по принципам, системам и методам

+

ISO 14014

Руководство по определению «начального уровня» экологической эффективности предприятия. Должно использоваться перед созданием формальной системы экологического менеджмента

Инструменты экологического контроля и оценки

ISO 14010

Руководство по экологическому аудиту — Общие принципы экологического аудита

+

ISO 14011/1

Руководство по экологическому аудиту — Процедуры аудита — Аудит систем экологического менеджмента

+

ISO 14012

Руководство по экологическому аудиту — Критерии квалификации экологических аудиторов

+

ISO 14031

Руководство по оценке экологических показателей деятельности организации

Стандарты, ориентированные на продукцию

ISO 14020 (Серия документов)

Принципы экологической маркировки продукции

ISO 14040 (Серия документов)

Методология «оценки жизненного цикла» — оценки экологического воздействия, связанного с продукцией, на всех стадиях ее жизненного цикла

ISO 14050

Глоссарий

+

ISO 14060

Руководство по учету экологических аспектов в стандартах на продукцию

СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА — Environmental Management Systems

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 - «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью определенности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита EMS. Серия 14040 определяет методологию “оценки жизненного цикла”, которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Основные требования, которые предъявляет к организации ISO 14001, и соответствие которым означает, что организация имеет систему УООС, соответствующую этому стандарту, таковы:

1. Организация должна выработать экологическую политику — специальный документ о намерениях и принципах организации, который должен служить основой для действий организации и определения экологических целей и задач (см. ниже). Экологическая политика должна соответствовать масштабу, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Экологическая политика, среди прочих, должна содержать заявления о стремлении к соответствию нормативам, а также к «постоянному улучшению» (continual improvement) системы экологического менеджмента и к «предотвращению загрязнений» (pollution prevention). Документ должен быть доведен до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.

2. Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду (отметим, что здесь и в других местах стандарт говорит о воздействиях, связанных не только непосредственно с деятельностью организации, но и с ее продуктами и услугами). Организация должна также систематически учесть все законодательные требования, связанные с экологическими аспектами ее деятельности, продуктов и услуг, а также требования другого вида (например, отраслевые кодексы).

3. С учетом значимых экологических воздействий, законодательных и других требований, организация должна выработать экологические цели и задачи . Цели и задачи должны быть по возможности количественными . Они должны быть основаны на экологической политике («включая осознание необходимости или приверженности предотвращению загрязнений»), и определены для каждой функции (области деятельности) и уровня организации. При их формулировке должны также приниматься во внимание взгляды «заинтересованных сторон» (под которыми понимаются любые группы и граждане, чьи интересы затрагиваются экологическими аспектами деятельности предприятия, или озабоченные этими аспектами).

4. Для достижения поставленных целей организация должна выработать программу экологического менеджмента . Программа должна определять ответственных, средства и сроки для достижения целей и задач.

5. В организации должна быть определена соответствующая структура ответственности . Для обеспечения работы этой системы должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы. Должен быть назначен ответственный за работу системы экологического менеджмента на уровне организации, в обязанности которого должно входить периодически докладывать руководству о работе EMS.

6. Должен выполняться ряд требований по обучению персонала , а также по подготовке к нештатным ситуациям.

7. Организация должна осуществлять мониторинг или измерение основных параметров той деятельности, которая может оказывать существенное воздействие на окружающую среду. Должны быть установлены процедуры для периодической проверки соответствия действующим законодательным и другим требованиям.

8. Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента с целью выяснения, соответствует ли она критериям, установленным организацией, а также требованиям стандарта ISO 14001, внедрена ли и работает ли она надлежащим образом. Аудит может проводиться как самой компанией, так и внешней стороной. Результаты аудита докладываются руководству компании.

9. Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности. Обязательно должен рассматриваться вопрос о необходимых изменениях в экологической политике, целях и других элементах EMS. При этом должны приниматься во внимание результаты аудита, изменившиеся обстоятельства и стремление к постоянному улучшению системы. Вообще, в основе требований стандарта лежит открытый цикл “план — осуществление — проверка — пересмотр плана”.

10. Все процедуры, их результаты, данные мониторинга и т.п. должны документироваться.

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

ДЛЯ ЧЕГО СТАНДАРТЫ ISO 14000 НУЖНЫ ПРЕДПРИЯТИЯМ

Стандарты ISO 14000 являются “добровольными”. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

Стандарты могут использоваться и для внешних нужд — чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии, разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствии с ISO 14000, то есть получат свидетельство “третьей стороны” о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация, по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки “зеленых” продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту таких стран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие как Госстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность “двойной” сертификации для уменьшения общей стоимости.

СИТУАЦИЯ В РОССИИ

Система экологического менеджмента - часть всей системы менеджмента организации, призванная помочь организации сформулировать экологическую политику. В нашей стране сертификату по стандарту серии ISO 14000 соответствует ГОСТ Р ИСО 14001 - 2007.

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг, зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

  • популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
  • популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
  • подготовка специалистов-аудиторов;
  • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
  • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Внедрение системы экологического менеджмента улучшает экологическую обстановку путем перехода от ликвидации последствий нештатных ситуаций к их предупреждению. Таким образом, сертификат по стандарту ISO 14000 улучшает экономические показатели за счет сокращения финансовых затрат на выплату штрафных санкций. Также ISO 14000 помогает организации проводить мониторинг и внедрять процедуры измерений , которые позволяют отслеживать прямые или косвенные воздействия на окружающую среду.

ПРОБЛЕМЫ ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций. С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для “экспорта загрязнений” — переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупция.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость — организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о “постоянном улучшении” и “предотвращении загрязнений” является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения.

Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна — предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену “командным” методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что “компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами”. Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности , а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений “заинтересованных сторон”. С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 (”Руководство по оценке экологических аспектов деятельности”).

Внедрение системы экологического менеджмента позволяет:

  • снизить : расходы на энергию, воду, ресурсы; риск экологических катастроф; отходы;
  • улучшить : экономические показатели; продукцию в результате изменений в технологическом процессе; имидж компании, как в глазах клиентов, так и заказчиков;
  • оптимизировать систему управления;
  • повысить доверие к компании.

Требования стандарта ISO 14000 полностью совместимы с требованиями стандартов ISO 9000 и OHSAS 18000.

Сертификат по стандартам ISO 14000 выдается сроком на 3 года . Сертификационный центр по запросу проводит проверку, в ходе которой определяется степень соответствия применяемым стандартам на системы качества.