Плюсы планеты фонарщика маленький принц. Встречи маленького принца и его открытия

Можно ли «нарисовать» мысли? Можно попробовать!

И в этом нам поможет интеллект-карта! С её помощью удаётся не только увидеть, как люди думают, но и научить делать это более эффективно, отобразить мыслительную деятельность графическими средствами. Тогда деятельность становится наблюдаемой, а значит, и управляемой.

В основу урока "Загадка астероида 329" (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") положены принципы проблемного обучения.

Это урок практической направленности, его основная задача - научить детей работать с интеллект-картой, развить внимание к слову, формировать навыки активного слушания, чтения.

В результате дети научились строить интеллект-карту и использовать её в качестве "помощника" для наблюдения за поступками героев, сумели дать самооценку своей деятельности. Были достигнуты не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

С этим уроком я участвовала в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок" и получила диплом победителя.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Актуализация ранее полученных знаний. Словарная работа (философия, символ, афоризм), выразительное чтение.

2. Конструирование проблемной ситуации. Ученики самостоятельно сформулировали проблему урока.

3. Планирование действий. Выработка последовательности действий, выдвижение и проверка версий.

4. Планирование решений. Выбор источников получения новых сведений для решения проблемы: работа с наглядным материалом, текстом, таблицей, схемой.

5. Открытие нового. Составление интеллект-карты. Выведение понятия, закономерной связи между явлениями, поиск ответа на вопрос: «Чем необычен образ Фонарщика?»

6. Применение нового знания. Задания имеют проблемный характер, нацеливают учеников на поисковую и исследовательскую деятельность, пред-полагают индивидуальную, групповую, парную работу.

Каждая группа получила своё задание, результатом выполнения которого должно было стать создание основы для построения будущей интеллект-карты.

Первая группа искала в тексте главы № 14 ключевые слова, имеющие отношение к характеристике Фонарщика. Вторая группа сосредоточила внимание на отзывах Маленького принца о герое главы. Третья группа должна была определить авторское отношение к герою и найти в тексте афоризмы. Весь собранный материал заносился в рабочие листы обучающихся.

Форма: урок «открытых» мыслей (построение интеллект-карты)

Цели урока:

Выявление особенности образа Фонарщика,
ознакомление с составлением интеллект-карты,
закрепление умения строить логическую цепочку,
составление образной схемы,
развитие умений извлекать информацию и обрабатывать её,
развитие навыков самоконтроля, адекватной самооценки,
формирование ценностных ориентиров, активной личностной позиции.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Выставка рисунков Сент-Экзюпери, Ники Гольц, заготовки для интеллект-карты, символы планет-астероидов, доска и маркеры; текст главы 14, рабочие листы с заданием, цветные карандаши; аудиозаписи:

а) фрагмент 14 главы «Фонарщик» в исполнении К. Хабенского и М. Ефремова,

б) песни о Маленьком принце в исполнении А. Фрейндлих и А. Дольского.

Урок литературы в 6 классе

Загадка астероида № 329

Пятая планета была очень занятная…
Антуан де Сент-Экзюпери

Сценарный план урока

I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

(Звучит песня в исполнении А. Фрейндлих. Продолжительность 03:29, размер 7,99 МБ.)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ребята! Я надеюсь, что вы успели привести в порядок свою планету, «выпололи все баобабы». Сегодня мы продолжим разговор о книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

II. Формулирование темы и цели урока.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова из сказки «Маленький принц». Вам знакомы они? О чём они?

Обучающиеся:

О планете, на которой живёт Фонарщик.

Почему Маленький принц называет её занятной? Подберите к этому определению синонимы.

Обучающиеся:

Странная, непонятная, интересная, загадочная.

Помогите сформулировать тему урока.

Обучающиеся:

Загадки пятой планеты.

Чтобы не было повтора в теме и эпиграфе урока, назовите иначе пятую планету.

Обучающиеся:

Астероид № 329.

III. Актуализация знаний.

Загадок в книге Экзюпери очень много. Трудно ли читать «Маленького принца»?

Обучающиеся:

Обучающиеся:

Наверное, потому, что это не просто сказка. Это сказка для взрослых. В ней много мудрых советов. Такие сказки называют философскими.

Учитель организует словарную работу. Обучающиеся записывают словарные слова.

Словарная работа: философия - наука об общих законах развития человека и мира.

Обучающиеся:

Слово "философия" часто используют как синоним слову "мудрость".

Как называются мудрые изречения?

Словарная работа: афоризм - крылатое выражение, которое основано на метафоре.

Один мудрец так сказал об этом: "Афоризм как пчела: в нём и золотистый мёд, и ядовитое жало" (Кармен Силова).

Назовите те афоризмы, которые вы выписывали дома.

Обучающиеся перечисляют выписанные афоризмы ("Зорко одно лишь сердце", "Все дороги ведут к людям", "Среди людей тоже может быть одиноко", "Ты в ответе за тех, кого приручил", "Слова только мешают понимать друг друга" и др.).

III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений.

С мудрым Лисом, с Розами Маленький принц встретился уже на планете Земля. А с кем он познакомился до путешествия на Землю? Какова роль этого путешествия в книге?

Обучающиеся сообщают информацию о героях (Он познакомился с жителями шести астероидов, которые были очень разными, но у них было что-то общее).

Есть ли в книге портреты этих героев? Что оставляет автор вместо портретов?

Обучающиеся называют детали (У каждого можно найти только отличительную деталь-символ).

Словарная работа: символ - вид иносказания, знак, примета.

Подберите подходящий символ к каждому из шести героев, с которыми познакомился Маленький принц. Объясните его значение.

Обучающиеся объясняют свой выбор, прикрепляют каждый символ-картинку к шести планеткам на доске.

Обучающиеся:

Они этого не заслуживают, их жизнь бессмысленна.

Ко всем ли этим героям вы относитесь одинаково? А Маленький принц? Почему?

Обучающиеся:

Фонарщик не похож на других жителей астероидов, и Маленький принц ему сочувствует, хочет с ним подружиться.

Неужели среди нелепых персонажей случайно, по ошибке, попал симпатичный герой? Как понять загадку Экзюпери? Книга прочитана, а вопросы остаются.

V. Исследование (решение проблемы). Работа с .

Образ Фонарщика - загадка для читателя. Попробуем её разгадать. У вас на партах лежат рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока. И начнём мы прямо сейчас.

Обучающиеся знакомятся с рабочими листами, готовятся к активному слушанию.

Запишите слова, сочетания, афоризмы, имеющие отношение к героям повести-сказки. Послушайте фрагмент из радиоспектакля "Маленький принц" в исполнении актёров К. Хабенского и М. Ефремова (Продолжительность 05:18, размер 4,30 МБ).

Обучающиеся делают выписки: 1 группа наблюдает за Фонарщиком, 2 группа - за Маленьким принцем.

Физкультминутка. Маленький принц очень беспокоился о тех, кто "ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звёзды, никого никогда не любил". Такой человек похож на гриб. А мы похожи?

НЕТ-НЕТ-НЕТ!

VI. Реализация проекта.

Прочитайте собранный материал. Давайте выберем самое главное и перенесём это на доску. Обратитесь к своим интеллект-картам. Используйте цветные карандаши.

Обучающиеся вместе с учителем одновременно составляют интеллект-карту. Предлагают и обсуждают идеи.

VII. Социализация, афиширование результатов.

Итак, почти все линии, идущие от Фонарщика, тянутся к "минусу". Способен ли герой видеть красоту?

Обучающиеся анализируют смысловые связи, делают выводы (Нет. Для него работа - тяжёлое ремесло, он не замечает закатов и рассветов, живёт однообразно и скучно, в его жизни нет места даже для дружбы. Он не способен видеть красоту).

Случаен ли Фонарщик среди других жителей астероидов?

Обучающиеся:

Он такой же, так как делает бесполезную работу, тратит свою жизнь на суету и нелепость.

Бессмысленность жизни всех этих персонажей очевидна.

(Учитель поочерёдно снимает символы-картинки с планеток на доске.)

Зачем власть, если нет подданных?

Зачем слава, когда нет поклонников?

Зачем жизнь, если стремиться к забвению?

Зачем богатство, когда его некуда девать?

Зачем работа, если она бессмысленна?

Зачем наука, когда она не основана на фактах?

И снова вопросы и загадки. Можно ли на эти вопросы дать ответы, разгадать загадки?

VIII. Включение нового в систему знаний и повторение.

Давайте обратимся к главе 22. Найдите подсказку автора.

(Звучит афоризм "Одни только дети знают, что ищут".)

Ребята, подскажите, что же нужно человеку, чего хотят люди?

Обучающиеся предлагают разные варианты, аргументируют свой выбор (СЧАСТЬЯ!)

Давайте выведем "формулу счастья".

Обучающиеся предлагают слова, и запись на доске расширяется (Любовь + дружба + забота + красота + ответственность + искренность...).

Антуан де Сент-Экзюпери так определил сущность человека: "Человек - всего лишь узел отношений, и только отношения важны для человека". Жил писатель недолго, написал немного. Но он успел сказать людям самое главное: "Прежде чем получить, надо отдать". В полночном небе расцветают звёзды, и среди них есть та, где живёт Маленький принц, где звучит его смех...

(Звучит песня в исполнении А. Дольского. Продолжительность 02:49, размер 3,87 МБ.)

IX. Рефлексия.

Урок подошёл к концу. Подведите его итоги. Оцените свою работу. Для этого воспользуйтесь символами звезды (было интересно), фонарика (было непонятно) и платка (было трудно).

Обучающиеся оценивают свою работу, выбирая картинку-символ.

2. Письменный ответ на вопрос: "Хотел бы я, чтобы Маленький принц был моим другом?"

Приложение

Глава 14

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось, что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: "Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе всё-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается ещё одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво".

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

Добрый день, - сказал он. - Почему ты сейчас погасил фонарь?

Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.

А что это за уговор?

Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

Зачем же ты опять его зажёг?

Такой уговор, - повторил фонарщик.

Не понимаю, - признался маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик, - уговор есть уговор. Добрый день.

И погасил фонарь.

Потом красным клетчатым платком утёр пот со лба и сказал:

Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

А потом уговор переменился?

Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от году вращается всё быстрее, а уговор остался прежний.

И как же теперь? - спросил маленький принц.

Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

Целый месяц?!

Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!

И он опять засветил фонарь.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему всё больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.

Послушай, - сказал он фонарщику, - я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь...

Мне всё время хочется отдыхать, - сказал фонарщик.

Ведь можно быть верным слову и всё-таки ленивым.

Твоя планетка такая крохотная, - продолжал маленький принц, - ты можешь обойти её в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы всё время оставаться на солнце. Когда захочется отдохнуть, ты просто всё иди, иди... И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ну, от этого мне мало толку, - сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.

Тогда плохо твоё дело, - посочувствовал маленький принц.

Плохо моё дело, - подтвердил фонарщик. - Добрый день.

И погасил фонарь.

"Вот человек, - сказал себе маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе".

Маленький принц вздохнул.

"Вот бы с кем подружиться, - подумал он ещё. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих..."

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке ещё по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!

Перевод Норы Галь.

Для начала он решил посетить шесть ближайших астероидов. Читатель видит обитателей астероидов глазами Маленькою принца. Взгляд его простодушный, наивный и непредвзятый. Чтобы понять новых людей, он действует чисто по-детски — задает им вопросы, правда, ответы на них мало что ему проясняют во взрослых. И всё же, путешествие по планетам обернулось для него открытиями.

Путешествие по планетам

Открытие первое случилось на планете, где жил король . Самое примечательное в нём — это горностаевая мантия. Она была так велика, что «покрывала всю планету». Мантия — символ той мании величия, что владела королём, для которого нет ничего важнее власти. Потому и люди для него — только «подданные».

Открытие второе подарила ему встреча с честолюбцем . Этого одолевала жажда славы и всё было ей подчинено. Честолюбец, как и король, сосредоточен на собственной персоне. Для него важно только одно - чтобы им все восхищались.

Открытие третье Маленький принц сделал на планете пьяницы . Чтобы понять смысл его жизни, он задает ему вопросы: «Что ты делаешь?..» — «Пью», - мрачно ответил пьяница. — «Зачем?» — «Чтобы забыть». — «О чём забыть?» — «Хочу забыть, что мне совестно» — «Отчего же тебе совестно?» - «Совестно пить...» Этот диалог с короткими, в одно слово, предложениями, говорит как раз о том, что говорить-то и не о чём. Жизнь пьяницы пуста, как куча пустых бутылок, которыми он завален. И Маленький принц в который уже раз подумал: «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ».

С каждой новой встречей он всё больше и больше в этом убеждался. Они, взрослые, с другой планеты, и не только в буквальном смысле слова, но и в переносном, то есть живут в мире иных, чем дети, представлений.

Открытие четвёртое — встреча Маленького принца с деловым человеком . Деловой он, потому что всё время занят. А занятие он себе придумал редкое — считать звёзды. Бессмысленность этого занятия уже в том, что он считает то, что не поддается подсчёту. А усугубляется эта бессмысленность тем, что деловой человек даже не смотрит на звёзды, которые считает, так как не поднимает головы от стола. Он даже не сразу может назвать то, что считает. «Пятьсот миллионов этих маленьких штучек», — говорит он. Покидая делового человека, Маленький принц повторит прежнее: «Нет, взрослые и правда поразительный народ». Ясный и конкретный ум ребёнка не способен ни понять, ни принять эту блажь взрослого человека.

Открытие пятое — встреча Маленького принца с фонарщиком . Этот тоже был из породы «странных». Он каждую минуту то тушил, то зажигал свой фонарь. Зачем? Такой был когда-то уговор. Действия фонарщика потеряли смысл, но он всё равно работал, хотя теперь впустую. И все-таки, глядя на него, Маленький принц впервые скажет: «Вот с кем я мог бы подружиться...» Почему? Потому что достойно уважения то чувство долга, которому фонарщик оставался верен.

Открытие шестое — встреча с географом , погружённым в описание морей, океанов, гор... Но есть ли горы, моря на его собственной планете, он не знал. «Географ - слишком важное лицо, — ему некогда разгуливать», — так он объяснил Маленькому принцу незнание собственной планеты.

Все открытия Маленького принца свелись к одному — взрослые везде одинаковы. Они и в прямом и в переносном смысле — люди с других планет и не понятны Маленькому принцу.

Ни на одной из планет главный герой не смог найти себе друзей, потому что ни с кем из их обитателей у него не было общих интересов, представлений... Он ценил красоту, поэтому радовался розе и любовался закатами солнца. Он видел смысл в своей работе, поэтому каждое утро подметал планету, вырывал ростки баобабов и чистил вулканы... В каждом действии Маленького принца был смысл, поэтому ему так трудно было понять бессмыслицу в делах и желаниях тех, кого он встретил в своих странствиях.

Справедливости ради надо сказать, что в ворохе странностей и чепухи Маленький принц услышал и кое-что разумное. Например, от обожающего власть короля он услышал, что «власть прежде всего должна быть разумной». А ещё о том, что «себя судить куда труднее, чем других». И это правда, как для взрослых, так и для детей. Географ тоже дал дельный совет: «Посетите планету Земля!»

Тайны планеты Земля

Здесь, на Земле, тоже не обошлось без открытий. Оказалось, что на Земле не один король, а 111; не один географ, а 7 тысяч; не один делец, а 900 тысяч; не один пьяница, а 7,5 миллионов; не один честолюбец, а 311 миллионов. Итого, около двух миллиардов взрослых. Эта галерея персон не описывается. Зачем? Взрослые везде одинаковы. На Земле их просто больше всего. Правда, уже знакомая галерея дополняется двумя новыми персонами — стрелочника и торговца. Они подстать своим собратьям из других планет.

Земля подарила Маленькому принцу больше открытий, чем все планеты вместе. Например, он почти сразу понял, что на Земле тоже «одиноко». То, что это ощущение у него не случайное, подтвердила и змея: «Среди людей тоже одиноко».

Примечательно, что именно змею первой встретил Маленький принц на земле. Змея — древнее животное, а это значит, что она лучше кого-либо знает людей. Речь змеи иносказательна — её надо расшифровывать. А речь Маленького принца конкретна, как у всех детей. Потому естественно, что он спросил змею: «Но почему ты всё говоришь загадками?»

Путешествуя по Земле, Маленький принц всё больше и больше убеждался в её пустынности. «Их всего-то, кажется, шесть или семь», — скажет цветок, имея в виду людей. Но, если людей так мало, то почему они так разобщены, а потому и одиноки? И ещё заметим, со всеми - и со змеёй, и с Лисом, и с цветком - Маленький принц находит общий язык. Наверное, потому, что дети естественны, как сама природа.

Секреты Лиса

Встреча с Лисом стала для Маленького принца самой знаменательной. Лис открыл ему тайны, о которых он даже и не подозревал. И прежде всего тайну «приручения». «Это давно забытое понятие, объяснял Лис. Оно означает: создать узы». Если «давно забытое», значит, что когда-то люди умели «создавать узы», то почему же сейчас они утратили эту способность? Лис объясняет: «Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу».

После встречи с Лисом Маленький принц сразу понял, почему из пяти тысяч роз ему дорога одна-единственная, та, что осталась на его планете.

Беседуя с Лисом, главный герой насыщался его мудростью. Тем более, что тот не жалел отдавать ему свои секреты. На прощание он подарил Маленькому принцу самый главный из них. «Зорко одно лишь сердце». И еще: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Маленький принц убедился, что всё в природе разумно и исполнено смысла, а в жизни людей больше непонятного, чем понятного.

Единственным человеком из числа встреченных, с кем главный смог подружиться, стал Лётчик. Почему? Наверное, Маленький принц думал, что Летчик «такой же, как он».

Единственный друг

Лётчик и в самом деле, несмотря на свой возраст, был таким же. Он не стеснялся спрашивать, умел слушать невероятные истории Маленького принца и вместе с ним переживать его одиночество, его любовь к розе и жажду иметь друга. Да и говорили они на одном языке. «Я выпил последний глоток воды», — сказал Лётчик. Маленький принц тут же откликнулся: «Мне тоже хочется пить... пойдём отыщем колодец...» И они его нашли, этот колодец.

В данном случае «колодец» — это не только источник реальной, настоящей воды, но и тот источник, который питает душевные силы человека, ведь «вода бывает нужна и сердцу». Таким источником для Маленького принца стал Лётчик, а для Лётчика — Маленький принц. Не случайно последний и самый важный их разговор происходит именно у колодца.

Маленький принц покидает Землю и возвращается на свою планету. Он многое увидел, понял, узнал за тот год, что провёл на земле.

​ ​

Маленький принц : Добрый день. Почему ты сейчас погасил свой фонарь?
Фонарщик: Такой уговор. Добрый день.
Маленький принц: А что это за уговор?
Фонарщик: Гасить фонарь. Добрый вечер.
Маленький принц : Зачем же ты опять его зажег?
Фонарщик: Такой уговор.
Маленький принц: Не понимаю.
Фонарщик: И понимать нечего. Уговор есть уговор. Добрый день. Тяжкое это ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.
Маленький принц: А потом уговор переменился?
Фонарщик: Уговор не менялся, в том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.
Маленький принц: И как же теперь?
Фонарщик: Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
Маленький принц: Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!
Фонарщик : Ничего забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
Маленький принц : Целый месяц?!
Фонарщик : Ну, да. Тридцать минут, тридцать дней. Добрый вечер.
Маленький принц: Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда только захочешь…
Фонарщик : Мне все время хочется отдыхать.
Маленький принц : Твоя планета такая крохотная. Ты можешь обойти ее в три шага. Нужно просто идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.
Фонарщик: Больше всего на свете я люблю спать.
Маленький принц : Тогда плохо твое дело.
Фонарщик: Плохо мое дело. Добрый день.
Маленький принц: Вот человек, которого стали бы презирать и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем, их них из всех он один не смешон. Может быть потому, что он думает не только о себе. Вот бы с кем подружиться. На этой планете можно любоваться закатами солнца тысячу раз.

Географ и Маленький принц

Географ : Вот прибыл путешественник! Откуда ты?
Маленький принц: Что вы здесь делаете?
Географ: Я – географ.
Маленький принц: А что такое географ?
Географ: Это – ученый, который знает, где находятся моря, реки, города и пустыни.
Маленький принц: Как интересно! Вот это – настоящее дело! Ваша планета очень красивая. А океаны у вас есть?
Географ: Этого я не знаю.
Маленький принц: А горы есть?
Географ: Не знаю.
Маленький принц: А города, реки, пустыни?
Географ: Я – географ, а не путешественник. Географ – слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы. И если кто-нибудь из них расскажет что-нибудь интересное, географ наводит справки и проверяет – порядочный ли человек этот путешественник.Если путешественник станет врать, то в учебниках географии все перепутается. И если он выпивает лишнее – тоже беда.
Маленький принц: А почему?
Географ: Потому что у пьяниц двоится в глазах. И там, где на самом деле одна гора, географ отметит две.
Маленький принц : А как проверяют открытие? Идут и смотрят?
Географ: Нет. Просто требуют, чтобы путешественник представил доказательства. Расскажи мне о своей планете. Слушаю тебя.
Маленький принц: Ну, у меня там не так уж интересно. У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, один – потух. Потом у меня есть цветок.
Географ: Цветы мы не отмечаем.
Маленький принц : Почему? Это ведь самая красивая!
Географ: Потому что цветы – эфемерны.Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
Маленький принц : А что такое – эфемерный?
Географ: Это значит то, что должно скоро исчезнуть.
Маленький прин ц: И мой цветок должен скоро исчезнуть?
Географ: Разумеется.
Маленький принц: Моя Роза «должна исчезнуть»? А я бросил ее, она осталась на моей планете совсем одна.

Змея и Маленький принц

Маленький принц: Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою. Вот моя планета… Но как до неё далеко…!
Змея: Красивая планета. А что ты делаешь здесь, на Земле?
Маленький принц: Я поссорился со своим цветком…
Змея : А, вот оно что…
Маленький принц : А где же люди?
Змея: Среди людей одиноко...
Маленький принц: Странное ты существо… Маленькое…
Змея: Но могущества у меня больше, чем у Короля.
Маленький принц: Ну, разве ты такая могущественная?
Змея : Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль. Всякого, кого я коснусь, я возвращаю Земле, из которой он вышел…В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею помочь тебе. Я могу…
Маленький принц: Я прекрасно понял… Но почему ты всё время говоришь загадками?
Змея: Я решаю всё загадки.

Лис и Маленький принц

Лис: Здравствуй!
Маленький принц: Здравствуй.
Лис: Я здесь… Под яблоней.
Маленький принц : Кто ты? Какой ты красивый!
Лис: Я – Лис.
Маленький принц: Поиграй со мной. Мне грустно.
Лис: Не могу я с тобой поиграть. Я не приручен.
Маленький принц: А как это – приручить?
Лис: Ты не здешний. Что ты здесь ищешь?
Маленький принц: Людей ищу. А как это – приручить?
Лис: У людей есть ружья, они ходят на охоту. Это очень неудобно. И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
Маленький принц: Нет. Я ищу друзей. А как это – приручить?
Лис: Это давно забытое понятие. Оно означает «создать узы»
Маленький принц: Узы?
Лис: Вот именно. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете.
Маленький принц: Я начинаю понимать… Была одна Роза… Наверное, она меня приручила…
Лис : Очень возможно. На Земле чего только не бывает.
Маленький принц: Это было не на Земле.
Лис: На другой планете?
Маленький принц : Да.
Лис: А на этой планете есть охотники?
Маленький принц : Нет.
Лис : Как интересно! А куры есть?
Маленький принц : Нет.
Лис: Нет в мире совершенства! Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мной. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но, если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других шагов. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, словно музыка… Пожалуйста, приручи меня!
Маленький принц : Я бы рад, но у меня так мало времени. Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
Лис: Узнавать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупаю вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет тких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтоб у тебя был друг, приручи меня!
Маленький принц: А что для этого надо делать?
Лис : Надо запастись терпением. Сперва сядь вот там, поодаль… Вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе… ближе..Лучше приходи всегда в один и тот же час… Вот, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. Нужно приходить всегда в назначенное время, я буду уже знать, к которому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
Маленький принц : Так я приручил Лиса
Лис: Я буду плакать о тебе.
Маленький принц : Ты сам виноват… Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
Лис: Да, конечно!
Маленький принц : Но ты будешь плакать!
Лис: Да, конечно.
Маленький принц: Значит, тебе от этого плохо.
Лис: Нет, мне хорошо!... Вот мой секрет, он очень прост! Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Маленький принц: Самого главного глазами не увидишь.
Лис: Т воя Роза дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
Маленький принц: Я отдавал ей всю душу.
Лис : Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою Розу.
Маленький принц: Я в ответе за мою Розу.

Ни камешка, ни ветерка, ни лучика света, лишь чёрная бархатная пустота вокруг, обволакивающая и засасывающая в бесконечную изгибающуюся, словно змея, воронку пространства. Мысли тоже лениво текли, извиваясь, не задерживаясь в голове и исчезая где-то там, в глубине той же воронки, бесцветные и безэмоциональные.

Он пролетал мимо астероидов, невольно повторяя уже однажды проделанный путь, но теперь эти маленькие круглые планетки-камушки кружились рядом с ним - только руку протяни - в замысловатом хороводе, а их обитатели махали Маленькому принцу рукой, презрительно отворачивались или абсолютно не замечали его.

Ведь на различных планетах жили совершенно разные люди.

И тут он вспомнил про человека, который был ответственным и порядочным, и сразу ему понравился - наверное, потому, что думал не только о себе.

Уставший одинокий фонарщик, прилежно зажигающий и гасящий свой фонарь на крошечной планете, - таков был уговор.

"Мне помогли. И лётчик, донёсший меня до колодца и напоивший вкуснейшей в мире водой. И лис, научивший меня видеть сердцем. Моя роза, тихо ожидающая моего возвращения. Мудрая змея, точно знавшая, что для исполнения желаний требуются храбрость, мужество и терпение, - подумал Маленький принц. - Все они, хотя и были взрослыми, говорили очень важные слова, попадающие прямо в душу, а этот фонарщик был так верен своему слову… Если я смогу хоть чуть-чуть ему помочь, это будет… правильно".

И он решительно изменил направление полёта.


На далёкой Земле лётчик и лис смотрели на одни и те же звёзды.

Лис лежал в поле, прислушиваясь к шелесту золотых колосьев, и звёзды подмигивали ему и тихо смеялись.

"Я здесь, - подумал лис, - я всегда рядом с тобой, ведь ты приручил меня. Надеюсь, ты сейчас меня слышишь - сердцем".

Лётчик стоял у окна, и его звёзды терялись в свете фонарей близлежащего парка, но от этого не переставали быть прекрасными и звенящими.

"Я знаю, - вздохнул лётчик, - ты сейчас смотришь на Землю, малыш, и смеёшься. Мне пока трудно смеяться, но я обязательно научусь. В день, когда мы с тобой встретились, нужно будет обязательно дождаться такого же тёплого летнего вечера, когда в парке зажигаются огни. И смотреть на фонари, если уж звёзды в городе плохо видны. На свет, который не несёт спасение от серой скуки, как это бывает - и осенью, и зимой, а на свет, который просто дарит радость, разбрызгивает капли воды и разукрашивает вечер.

И от души радоваться: лету, теплу, вечеру и золотому свету фонарей. И тебе, Маленький принц, тебе - в моём сердце".

Средь мелочей второстепенных

Сумей заметить красоту,

Почувствовать простор Вселенной,

На Млечном задержась мосту.

В обыденном увидеть чудо

И замереть, едва дыша.

Сказать: я был. Я есть. Я буду.

И смело в сказку сделать шаг,

Душой взлетая над обычным…

А там, в космической дали,

Принц маленький уже привычно

Нам зажигает фонари.

Глава 14. Сказка Маленький принц. Экзюпери

Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик.

Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов, ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал:

"Может быть, этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все-таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь - как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво".

И, поравнявшись с этой планеткой, он почтительно поклонился фонарщику.

Добрый день, - сказал он. - Почему ты сейчас погасил фонарь?

Такой уговор, - ответил фонарщик. - Добрый день.

А что это за уговор?

Гасить фонарь. Добрый вечер.

И он снова засветил фонарь.

Зачем же ты опять его зажег?

Такой уговор, - повторил фонарщик.

Не понимаю, - признался Маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик. - Уговор есть уговор. Добрый день.

И погасил фонарь.

Потом красным клетчатым платком утер пот со лба и сказал:

Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться...

А потом уговор переменился?

Уговор не менялся, - сказал фонарщик. - В том-то и беда! Моя планета год от года вращается все быстрее, а уговор остается прежний.

И как же теперь? - спросил Маленький принц.

Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.

Вот забавно! Значит, у тебя день длится всего одну минуту!

Ничего тут нет забавного, - возразил фонарщик. - Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.

Целый месяц?!

Ну да. Тридцать минут. Тридцать дней. Добрый вечер!

И он опять засветил фонарь.

Маленький принц смотрел на фонарщика, и ему все больше нравился этот человек, который был так верен своему слову. Маленький принц вспомнил, как он когда-то переставлял стул с места на место, чтобы лишний раз поглядеть на закат. И ему захотелось помочь другу.

Послушай, - сказал он фонарщику. - Я знаю средство: ты можешь отдыхать когда только захочешь...

Мне все время хочется отдыхать, - сказал фонарщик.

Ведь можно быть верным слову и все-таки ленивым.

Твоя планетка такая крохотная, - продолжал Маленький принц, - ты можешь обойти ее в три шага. И просто нужно идти с такой скоростью, чтобы все время оставаться на солнце. Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто все иди, иди... И день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.

Ну, от этого мне мало толку, - сказал фонарщик. - Больше всего на свете я люблю спать.

Тогда плохо твое дело, - посочувствовал Маленький принц.

Плохо мое дело, - подтвердил фонарщик. - Добрый день.

И погасил фонарь.

"Вот человек, - сказал себе Маленький принц, продолжая путь, - вот человек, которого все стали бы презирать - и король, и честолюбец, и пьяница, и делец. А между тем из них всех он один, по-моему, не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе".

Маленький принц вздохнул.

"Вот бы с кем подружиться, - подумал он еще. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих..."

Он не смел себе признаться в том, что больше всего жалеет об этой чудесной планетке еще по одной причине: за двадцать четыре часа на ней можно любоваться закатом тысячу четыреста сорок раз!