Правовое регулирование деятельности товарных рынков. Формы организации рынка

В отношении рынка товаров и услуг ст. 74 Конституции РФ установлено, что ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, окружающей природы и культурных ценностей. Данной нормой жестко ограничивается возможный масштаб стороннего воздействия на рынок товаров.

Иными словами, за рамки рыночного саморегулирования в случае необходимости выводятся те свойства продукции и услуг, которые могут негативно повлиять на жизнь и здоровье людей, на окружающую среду и культурные ценности. Остальные же свойства должны устанавливаться непосредственно под воздействием рынка путем саморегулирования (рис. 15.3).

Рис. 15.3.

Из трех дефектов рынка несовершенной конкуренции – монопольной власти, внешних эффектов и несовершенства информации – применительно к рынку товаров факторами, способными непосредственно оказать неблагоприятное влияние на людей и окружающую среду, являются два: внешние эффекты и несовершенство информации.

Отрицательные последствия внешних эффектов от использования продукции проявляются, например, в виде:

  • – выхлопных газов автомобилей, содержащих углекислый газ и другие вредные для здоровья людей и окружающей среды вещества;
  • – электромагнитных излучений при эксплуатации электробытовой техники, которые вызывают помехи в работе радиоэлектронных приборов самолетов гражданской авиации, обеспечивающих безопасность пассажиров, и т.д.

Несовершенство информации в равной степени касается всех групп свойств продукции – назначения, безопасности, эргономических, эстетических, экологических и др. Из факта несовершенства информации, циркулирующей на рынке товаров, следует, что отсутствуют в необходимом объеме сведения, позволяющие объективно судить о продукции в целях ее идентификации, а также о ее свойствах.

Некоторые из этих свойств, характеризуемые показателями назначения (эргономическими, эстетическими и др.), являются основными при принятии покупателем решения о приобретении товара. Проявления этих свойств не вызывают вредных или опасных для жизни, здоровья и окружающей среды последствий. Поэтому требования к информации о них сводятся к тому, чтобы она была объективной, достоверной, полной. Однако наличие или отсутствие такой информации не является основанием для ограничения свободного обращения продукции на рынке. Иными словами, она носит описательный (дескриптивный) характер.

Совершенно иная ситуация складывается вокруг информации, касающейся таких свойств продукции, как экологичность и безопасность. Если назначение продукции, ее эстетические и эргономические свойства касаются только пользователей этой продукции и направлены на удовлетворение их потребностей, то экологические характеристики за счет внешних эффектов могут нанести ущерб неограниченному кругу лиц. То же относится и к свойствам, характеризующим безопасность, эффекты которых могут распространяться как на непосредственных пользователей продукции, так и на неопределенный круг посторонних лиц.

Поэтому информация об этих свойствах имеет принципиально иной – нормативный характер, означающий, что она несет некие предписания, ограничения, обязательные для исполнения. Например, свобода обращения на рынке продукции, использование которой сопровождается появлением негативных внешних эффектов с превышением допустимого уровня, должна ограничиваться.

Из характера информации вытекают и способы регулирования. Выделяют прямой (директивный) и косвенный (индикативный) способы регулирования (рис. 15.4).

Рис. 15.4.

Нормативный характер информации предполагает применение прямого способа, т.е. непосредственного воздействия на негативные факторы. Прямой способ связан с наличием у субъекта регулирования определенных властных полномочий, которыми располагают государственные органы. Эти полномочия находят отражение в виде таких регулирующих мер, как законодательные акты, лицензии, регламенты, правила, право на проведение контроля и надзора, а также на применение других форм оценки соответствия установленным нормативам.

Описательный характер информации предполагает преимущественное применение косвенного способа регулирования. Этот способ, используемый субъектами хозяйственной деятельности по собственной инициативе или по рекомендации таких субъектов регулирования рынка, как ассоциации предпринимателей и общества защиты прав потребителей, можно рассматривать в качестве специфического аспекта саморегулирования рынка товаров. Типичным примером этого регулирования является применение регулирующих мер – системы менеджмента качества и экологического менеджмента на основе международных стандартов и др. Косвенный способ не исключает воздействия и на свойства продукции.

Потребность в разработке и применении добровольных стандартов на продукцию и услуги вызвана необходимостью компенсации органического дефекта рынка товаров – несовершенства информации.

Добровольности решения о применении стандартов субъектами хозяйственной деятельности противостоит обязательный характер их применения после принятия данного решения. То же относится и к решению о проведении добровольной сертификации для подтверждения соответствия требованиям добровольных стандартов.

Государство, организуя деятельность по регулированию товарного рынка, дифференцирует применяемые способы регулирования и, соответственно, регулирующие меры: от прямых – установление обязательных требований, обязательного подтверждения соответствия и контроля (надзора); до косвенных – применение национальных добровольных стандартов, развитие добровольной сертификации, страхование ответственности за ущерб, внедрение систем менеджмента, обучение и информирование потребителей, создание саморегулирующихся организаций, вручение национальных премий по качеству и др. (рис. 15.5).

Прямой способ наиболее полно соответствует целям устранения негативных последствий дефектов рынка товаров, проявляющихся в виде как внешних эффектов, так и несовершенной информации. Косвенный же способ направлен на компенсацию последствий проявления только одного из дефектов рынка – несовершенства информации.

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что для каждого сегмента рынка – финансового, фондового, труда и товаров – существуют свои формы, методы, способы регулирования и регулирующие меры, которые оказывают влияние как друг на друга, так и на смежные сегменты рынка. Для рынка товаров формой его регулирования является техническое регулирование.


Правовое понятие товарного рынка содержится в ст. 4 Закона о конкуренции. Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами- *(источник № 674).
Важно сказать, что в антимонопольном законодательстве представлено комплексное понятие товарного рынка, фактически отражающее основные подходы, применяемые в рамках экономической теории к исследованию сущности рынка ("объектный", "территориальный")- *(источник № 675).
При анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках применяется Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ГКАП от 20 декабря 1996 г. N 169- *(источник № 676). Данным нормативным актом установлены этапы определения параметров товарных рынков, при этом в качестве исходной информации о рынках используется достаточно широкий круг данных, в том числе сведения, получаемые от продавцов, покупателей, конкурентов, органов государственной власти, экспертов, информационных центров. Представляемые сведения, например, характеризуют объем производства и реализации отдельных видов товаров, покупательские предпочтения.
Охарактеризуем каждый из этапов оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.
1. Определение продуктовых границ товарного рынка. Продуктовые (товарные) границы товарного рынка - группа (набор) взаимозаменяемых товаров. На этом этапе происходит определение товара (его потребительских свойств), взаимозаменяемых товаров и формирование товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).
Товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. В основе определения продуктовых границ рынка должно лежать мнение покупателей, подкрепленное данными товароведческой экспертизы о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характерᴎϲтикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)- *(источник № 677).
2. Определение состава продавцов и покупателей. Выявляются все фактически действующие продавцы в пределах установленных продуктовых границ товарного рынка и все группы покупателей, приобретающих товар у конкретного продавца; желательно выявление потенциально возможных продавцов и покупателей.
3. Определение географических границ товарного рынка. Географические (территориальные) границы товарного рынка - территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за ее пределами. На установление географических границ влияют экономические, технологические, административные барьеры, ограничивающие возможность участия покупателей в приобретении данного товара на рассматриваемой территории (значительные транспортные расходы, потеря товаром его потребительских свойств в процессе транспортировки и др.).
Определяемые географические границы товарного рынка не обязательно совпадают с административными границами территорий субъектов и федеральных округов Российской Федерации, а могут устанавливаться, например, в пределах нескольких населенных пунктов- *(источник № 678).
4. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Объем товарных ресурсов рынка устанавливается в стоимостных и (или) натуральных показателях, исходя из общего объема реализации (поставки) товара всеми продавцами в географических границах рынка определенной группе покупателей. Доля хозяйствующего субъекта-продавца на рассматриваемом товарном рынке определяется как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к общему объему реализации (поставки) товара.
5. Определение количественных показателей структуры товарного рынка. Количественными показателями являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на этом рынке; показатели рыночной концентрации (коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана).
В завᴎϲимости от значения показателей рыночной концентрации выделяют три типа рынков - высоко концентрированные рынки, умеренно концентрированные рынки, низко концентрированные рынки.
6. Определение качественных показателей структуры товарного рынка. Качественными показателями являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости (анализируются, например, экономические и организационные ограничения, экологические ограничения и др.); открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
7. Определение рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, т.е. возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Такая возможность не связана напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Так, свидетельством наличия рыночного потенциала может явиться постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли, ценовая дискриминационная политика, проводимая хозяйствующим субъектом.
8. Итоговая оценка состояния конкурентной среды заключается в определении степени развитости (неразвитости) конкуренции на данном товарном рынке. Исходя из этого показателя, устанавливаются направления вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке. Причем мероприятия, проводимые антимонопольными органами, зависят от типа конкретного товарного рынка.
Итоговая оценка состояния конкурентной среды напрямую завᴎϲит от полноты исследования всей информации, характеризующей данный товарный рынок, поскольку, например, неправильное определение состава продавцов, действующих на рынке, повлечет и завышение (занижение) доли конкретного продавца. Кроме того, антимонопольный контроль за субъектами, доминирующими на определенном рынке, ограничен территориальными и товарными пределами этого рынка- *(источник № 679), поэтому верное установление границ рынка предоставляет гарантии хозяйствующему субъекту в реализации права на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Лекция, реферат. 12.2. Понятие товарного рынка - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

« назад Оглавление вперед »
12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг « | » 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках - Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

Похожие работы:

26.06.2010/дипломная работа

История развития законодательства о средствах индивидуализации и понятие товарного знака. Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания и его субъекты.

8.03.2010/курсовая работа

Субъекты права собственности и иных вещных прав на жилые помещения, их права и обязанности. Жилое помещение как объект права собственности. Правовое регулирование общего имущества в многоквартирном доме. Понятие товарищества собственников жилья.

16.11.2010/контрольная работа

Характеристика социального партнерства предпринимателей с государственными органами, его правовое регулирование. Понятие товарного рынка, его функционирование. Органы, разрешающие споры из предпринимательской деятельности, работа арбитражных судов.


Учебники по данной дисциплине




























В основе выделения товарного рынка лежат процессы перемещения особого вида благ - товаров из сферы их производства до конечного потребителя.

Как и всякий рынок, товарный рынок территориально определен. В нормах права обычно различается территория России и территория зарубежных стран. Иногда требуется учитывать территории определенных государств или отдельных географических регионов; например, в связи с введением международно-правовых ограничений по торговле. На территории России с рассматриваемой точки зрения правовое значение обычно имеет лишь административно-территориальное деление, что легко объяснимо единством экономического пространства. Исходя из административно-территориального деления формируются статистическая информация, оперативные сведения и экономические прогнозы. Исключение составляют экстраординарные ситуации, требующие вмешательства Правительства, а также долгосрочные правительственные и президентские федеральные программы, направленные на развитие отдельных регионов (см., например: постановление Правительства РФ от 9 августа 2006 г. №478 «О федеральной программе “Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015годы”»//СЗ РФ. 2006. №34. Ст. 3671).

Одним из признаков рынка является определенная специфика объектов (благ), обращаемых в соответствующем сегменте рынка. Применительно к товарному рынку товар обычно понимается в широком смысле, т.е. не только как материальные вещи, завершенные производством, но и работы, услуги, оказываемые их непосредственным потребителям. Этот подход вполне соответствует современному пониманию товара, в частности, Генеральному соглашению по торговле услугами ВТО {ГАТС, Марракеш, 15 апреля 1994 г. // Всемирная торговая организация / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001).

В соответствии с подп. п. 1 ст. 2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6726) под товаром понимаются «не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам». Как видим, биржа сама определяет товар, способный к продаже на бирже. В этих целях определяются стандартные показатели товара, производство которого достаточно объемно, а потребление должно носить массовый характер. При этом стандартизируется как качество, так и условия хранения, транспортировки и измерения товара. Определенному стандарту должно отвечать и количество товара, представляемого на бирже; так, на товарной бирже Чикаго биржевой единицей по крупному скоту является 34 быка, а на Лондонской бирже металлов биржевая единица меди, цинка, свинца равна 25 т . Таким образом, состав биржевых единиц (лотов) на разных биржах и листинг (включение товаров в котировочные листы) подчиняется определенным объективным правилам.

Довольно часто специфика объектов товарного рынка выражается в установлении особого правового режима для группы товаров. Так, таможенное законодательство предусматривает возможность установления различных таможенных режимов исходя из проводимых процедур (ст. 202 Таможенного кодекса).

Универсальным актом для сферы товарного рынка, позволяющим идентифицировать товары, является Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (см.: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5341).

В России довольно быстро формируются рынки новых товаров, ранее не вовлеченных в обычный оборот. Таков, например, рынок электроэнергии, создание которого следует связывать с реформированием действующей системы распределения электроэнергии, разделением РАО «ЕЭС России», установлением новых принципов оптового рынка электроэнергии в соответствии с ФЗ от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (СЗ РФ. 2003. № 13. Ст. 1177) и соответствующими решениями Правительства РФ .

Специфика субъектного состава товарного рынка в основном связана со значительной ролью таких формирований, как крупные предпринимательские объединения, обеспечивающие вертикальную интеграцию и замыкающие на себе существенную часть товарных потоков, а также особым организующим значением специфических рыночных институтов: торгов, бирж, ярмарок, выставок, электронных торговых площадок (бизнеса).

Не все новые сегменты рынка в требуемой степени развиты и надлежащим образом обеспечены нормативно-правовым регулированием, но обладают существенным потенциалом.

Торги (конкурсы и аукционы) получили значительное распространение, прежде всего в связи с процессами приватизации и другими случаями продажи государственного и муниципального имущества. В частности, торги являются обязательными для реализации ФЗ от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. Г). Ст. 3105). По общему правилу по итогам торгов приобретается и право на заключение договоров добычи или использования ограниченных ресурсов (например, Минсельхоз России периодически устанавливает правила о проведении аукционов о порядке определения квот вылова водных биоресурсов).

Проведение публичных торгов подчиняется также правилам ст. 447-449 ГК. Возможности торгов как формы установления условий договоров, их оптимизации (в том числе и относительно экономического эффекта) в сфере товарного рынка пока остаются не реализованными.

Определенная специфика имеется и в деятельности ярмарок, традиционной формы организации торговли, весьма популярной в дореволюционной России (например, широко известны Ир- битская, Макарьевская ярмарки), но почти забытой в советский период. Ярмарки характеризуются стабильностью времени и места проведения торгов, возможностью непосредственно оценить товар (покупатели обычно привозят его с собой) и заключения договоров на будущее. Современные ярмарки отличаются также повышенным комфортом для потенциальных продавцов и покупателей, предоставлением организаторами необходимых условий для выработки условий соглашений, услуг связи, экспертов, юристов и пр. Однако на практике организаторы ярмарки обычно не создают отдельную организацию (с правами юридического лица) для выполнения функций ярмарки, поскольку решение возникающих проблем обеспечивается усилиями самих организаторов, создаваемыми ими временными структурами (попечительскими советами, ярмарочными комитетами и т.п.) .

Ярмарки могут совмещаться с выставочной деятельностью, но в последнем случае акцент смещен на презентационный и информационный эффекты мероприятий. Нормативно-правовое обеспечение выставочной деятельности весьма слабо, представлено в основном актами организационно-распорядительного характера исполнительной власти .

Некоторые общие (рамочные) правила организации и проведения ярмарок предусматривает Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2).

По общему правилу патронаж и координацию выставочно-ярмарочной деятельности осуществляют торгово-промышленные палаты, а также отраслевые министерства (см., например: приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 20 августа 2004 г. № 76 «О совершенствовании в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работ в области координации выставочно-ярмарочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом» //Промышленный еженедельник. 2004. № 35).

Специфика и потребности рынка, где требуется не только акт продажи, но и весь цикл услуг от упаковки до информирования потребителя, вызвали к жизни особые формы концентрации такой деятельности. Своеобразной структурной единицей товарного рынка можно признать сервисно-терминальные центры, обеспечивающие комплекс услуг по приему, размещению, перевозке, «таможенной очистке» и складированию товаров. Развитие таких центров (в Нижнем Новгороде, Подмосковье, Самаре и других регионах) предусматривается и Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 гг. (СЗ РФ. 1998. № 25. Ст. 2910). Однако такие комплексы лишь в экономическом плане выступают самостоятельными формированиями, поскольку по общему правилу они не обладают правосубъектностью и участниками соответствующих правоотношений являются лишь организации, входящие в их состав.

Появление Интернета вызвало бурный рост соответствующей торговли, хотя влияние электронной формы делового общения вовсе не исчерпывается куплей-продажей: в сети Интернет проводятся переговоры, заключаются различные контракты, проводятся презентации бизнеса и конкретных товаров и т.п. По существу образована принципиально новая бизнес-площадка.

Эта разновидность торговли бурно развивается, растут объемы продаж. И хотя в России этот сегмент торговли лишь формируется, объем продаж уже сегодня составляет 10-11 млрд долларов, а в ближайшие годы - по данным исследований East- West Digital News - достигнет 50 млрд долл. Ее очевидные предпринимательские, экономические преимущества (снижение материальных издержек, расширение круга покупателей и пр.) позволяют прогнозировать дальнейший рост объемов продаж. Заключение договоров с помощью Интернета особых отличий, на наш взгляд, не имеет: они также основаны на правовом институте купли-продажи. Основные проблемы возникают в сфере исполнения обязательств и защиты прав потребителей. Именно поэтому в планах Государственной Думы РФ принятие федерального закона «Об электронной торговле», в котором можно было бы закрепить специфику этого бизнеса.

Биржевой товарный рынок представлен соответствующими товарными биржами. Указанный ранее ФЗ «Об организованных торгах» относит биржи к организаторам торгов, ими могут быть лишь хозяйственные общества, организаторам торгов запрещено заниматься производственной, торговой, страховой, а также некоторыми иными видами деятельности (ст. 5). Однако сама биржа не вправе участвовать в торгах и в этом смысле выступает лишь организатором биржевой торговли. Деятельность биржи лицензируется и контролируется уполномоченными органами государства.

Особенности биржевой деятельности и биржевых сделок достаточно полно описаны в соответствующей литературе , имеются также разъяснения высших судебных и других государственных органов . Основные проблемы биржевых сделок связаны с наличием таких сделок, в которых передача соответствующего товара вовсе не предусматривается (фьючерсные сделки, «сделки с премией», опционные сделки, «сделки на разницу» и т.п.).

Общие требования к организации и проведению торгов на товарных и финансовых рынках (за исключением торгов, проводимых в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством (см. ст. 447 ГК) и торгов на оптовом рынке электрической энергии) установлены ФЗ «Об организованных торгах».

Самостоятельным сегментом является и розничный рынок. В соответствии с ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской

Федерации» (СЗ РФ. 2007. М 1 (ч. Г). Ст. 34) под деятельностью по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке понимается продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору подряда, а сам розничный рынок рассматривается как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления указанной деятельности на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. При этом выделяются универсальный розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, специализированный розничный рынок, где количество торговых мест превышает 80%, и сельскохозяйственный рынок, торговля на котором ведется сельскохозяйственной продукцией по перечню, определяемому Правительством РФ, а также сельскохозяйственный кооперативный рынок, управление которым осуществляется управляющей рынком компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива и на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определяемым Правительством РФ.

Указанным ФЗ были внесены и существенные изменения в правила организации такого рода торговли, определены основные понятия {«торговое место», «управляющая компания», «реестр продавцов» и т.п.).

Развитие розничных товарных рынков предусмотрено и Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года (утверждена Министерством промышленности и торговли РФ 31 марта 2011 г.).

В числе средств взаимодействия на товарном рынке преобладают соответствующие двусторонние, возмездные договоры (купли- продажи, подряда и пр.), включая такие специфические, характерные именно для товарного рынка формы как договор поставки, коммерческой концессии, простого товарищества и др. При этом довольно широко используются смешанные договоры (например, договор переработки давальческого сырья, сочетающий подряд и поставку) и непоименованные договоры (например, дистрибьюторский договор).

Система государственного воздействия на товарный рынок имеет общие черты с управлением экономической (предпринимательской) деятельностью в целом (см. § 2 разд. I и § 1 разд. III учебника). Разнообразные функции государства рассредоточены по многочисленным министерствам и федеральным службам, специализирующимся на нормативно-правовом регулировании, стратегическом планировании, оперативном управлении, надзоре и контроле за состоянием товарного рынка в соответствующих сферах. Универсальным органом в этом отношении является лишь Минэкономразвития, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса и т.п. (см.: постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. №437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 24. Ст. 2867).

Основными методами государственного воздействия на товарный рынок являются методы непрямого влияния, основанные на данных мониторинга за ситуацией (см., например: Методические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен, утв. Федеральной службой государственной статистики от 30 декабря 2005 г. №110). Однако в необходимых случаях государство непосредственно воздействует на рынок .

В связи с объединением функций санитарного надзора и Госторгинспекции и созданием Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (обычно он проводится по сегментам, см., например, ст. 23 ФЗ «Об электроэнергетике») именно этот орган является основным специализированным органом, проверяющим торговую деятельность (см.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945).

В контексте проблемы вопроса государственного воздействия на товарный рынок особое внимание следует обратить на ФЗ от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» (СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. Г). Ст. 44), впервые предусматривающий легитимное введение ограничений временного характера в виде запретов на совершение определенных действий (в том числе запрета внешнеэкономических операций).

Торговая деятельность (торговля) составляет основу товарного рынка, хотя и не совпадает с этим понятием уже потому, что содержательно рынок представлен не только актами купли-продажи, но и иными компонентами (см. гл. 1 разд. I учебника). Систематизирующее значение для различных правовых отношений имеет ФЗ от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 2). В нем торговля определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, раскрыты основные виды такой деятельности и отдельные термины. В данном акте предпринята попытка увязать формы и виды торговой деятельности с задачами ее государственного регулирования. Также особое внимание обращается на методы регулирования, предусматривается разработка региональных программ развития торговли, ведение торговых реестров, особо регулируется деятельность стационарных и нестационарных (палатки, лотки и пр.) торговых объектов, сформулированы требования к организации ярмарок и продажи товаров, антимонопольному регулированию и т.д. (см., например: Гришаев С. П. Комментарий к Закону об основах государственного регулирования торговой деятельности в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. №10).

Ряд определений торговли и смежных понятий («товарное обращение» и т.п.) дан также в ГОСТ РФ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г.).

Выделение отдельных видов торговли можно осуществлять также в связи с дифференциацией торговли при осуществлении ее правового регулирования Правительством РФ; так, можно выделять торговлю в кредит, торговлю по образцам, комиссионную торговлю (см., например: постановление Правительства РФ от 6 июня 1998г. № 569 «Обутверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» //СЗ РФ. 1998. № 24. Ст. 2733).

Современный товарный рынок отражает определенные тенденции развития общества и соответственно непрерывно изменяется. В одних случаях это приводит к принципиальным переменам в правом режиме, в других случаях изменения носят преимущественно терминологический характер. Так, потребности в обеспечении продвижения товара к потребителю вызвали повышенное внимание к маркетингу , рекламе товаров, защите прав потребителя,

а также породили соответствующие исследования и обусловили появление специального законодательства, новых видов договоров (например, на проведение прогнозного состояния рынка).

Имеются также организационные новеллы и термины, носящие узкоспециальный характер и не влияющие либо мало влияющие на правовое регулирование. Например, появление вендинга (продажи через торговые автоматы) любопытно, видимо, только с точки зрения процесса организации торговли и учета. Ставшее весьма популярным слово «мерчендайзинг» (с англ. - «искусство торговать») - это всего лишь способ продажи товаров, когда акцент переносится на момент общения с покупателем и привлечение его внимания к конкретному товару (например, предложение дегустации). С точки зрения конечного эффекта мерчендайзинг весьма эффективен (две трети всех решений о покупке принимается перед прилавком) , но с юридической точки зрения данное направление не представляет интереса.

В последние десятилетия энергично развивается такое направление, как логистика, т.е. деятельность по оптимизации «движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от первичного источника до конечного потребителя» . Применительно к сфере товарного обращения логистические подходы обычно используются для минимизации потерь при снабжении, перевозках, в складском деле, обеспечении своевременной подачи материалов и товаров к местам продажи и т.п. Однако в плане правового регулирования это направление также малосодержательно.

  • См.: Масленников В.В. Биржевое дело. М., 2000. С. 79.226
  • При этом имеется в виду введение различных правил организации и деятельности оптового и розничного рынков электроэнергии, что совершенно необходимо в отечественных условиях; см., например, Правила оптового рынкаэлектрической энергии и мощности, утв. Постановлением Правительства РФот 27 декабря 2012 г. № 1172 (СЗ РФ. 2011. № 14. Ст. 1916). В целом же полномочия Правительства в этой сфере определяет норма ст. 21 данного Федерального закона.
  • Подробнее о ярмарках см.: Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи какучастники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права /Под ред. Б.И. Путинского. М., 2002. С. 162-169.
  • Тем не менее значительная часть выставок (Московская «Регионы России»,Всероссийская выставка-ярмарка продукции лесотехнического комплекса вг. Вологде, «Российские продукты питания», выставка-ярмарка «Коттедж» наФрунзенской набережной в г. Москве и др.) в результате организационныхусилий фактически стали постоянными и обладают особым статусом.
  • См., например: Всеволожский К.В., Мединский В.Р. Правовые основы коммерческой рекламы. М., 1998; Страунинг Э.А. Некоторые проблемы обшей теориирекламных правоотношений. М., 2004; Измайлова Е.В. Новый Закон о рекламе // Актуальные проблемы коммерческого права / Отв. ред. Б.И. Путинский. Вып. 3. М., 2007. С. 112-130. См. также гл. 5 разд. IV учебника.
  • См.: Шулыгина О. Мерчендайзинг: увеличение объемов в розничной продаже //Финансовая газета. 2005. № 44.
  • Это не единственное определение логистики; см.: Стуков С. Логистика и организация производства // Финансовая газета. 2001. № 7.

Формы организации рынка.

Рынку необходимы самостоятельные, хозяйственно независимые организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники. Такими организациями являются ярмарки. Они дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, активизации хозяйственной инициативы сторон. На ярмарках имеются реальные возможности пропаганды надёжности изготовителя, его имиджа, уровня технического обслуживания. Результаты деятельности ярмарок позволяют изготовителям принимать решения о выпуске продукции, обновлении ассортимента и номенклатуры, повышении качества, улучшении дизайна.

Биржи.

Товарная биржа - это ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов в специальном месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции.

Биржа как сегмент общего рынка выполняет функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка товарных и сырьевых ресурсов, стимулирования развития рынка, экономического индикатора.

В странах с развитой рыночной экономикой товарные биржи в основном функционируют как бесприбыльные ассоциации, освобожденные от уплаты корпоративного подоходного налога. Главными статьями их дохода являются: учредительские и паевые взносы и отчисления организаций, образующих биржу; доходы от предоставления услуг членам биржи и другим организациям; выручка от прочих поступлений.

Аналогичные цели стремятся ставить перед собой и отечественные учредители бирж. Так, в статье 1 Закона Украины “О товарной бирже” говориться, что товарная биржа не занимается коммерческим посредничеством и не имеет целью получение прибыли. Однако на практике биржи получают прибыли, источником которых являются отчисления из сумм комиссионного вознаграждения, поступающего от брокерских контор. Поступления от биржевых операций, определенные ст. 13 упомянутого Закона, являются одним из источников формирования имущества биржи. Как правило, отчисления в пользу бирж составляют 0.1 - 0.5% от суммы заключенных брокерами соглашений.

В зависимости от объекта продажи и биржи подразделяются на универсальные и специализированные. Объектом продажи Киевской универсальной товарной биржи являются картофель, капуста, консервированные помидоры и огурцы, говядина, свинина и скот.

В условиях сокращения производства закономерным является ускорение биржевых процессов, расширение ассортимента биржевых товаров - и наоборот. Вот почему для нашей страны характерен рост универсальных товарных бирж.

Биржи, на которых объектом торговли являются отдельные товары или их группы, называются специализированными. В свою очередь, они подразделяются на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные.

Биржи можно классифицировать по субъектам образования. В Украине большинство товарных бирж организовываются государственными учреждениями, например, органами снабжения, министерством сельского хозяйства и продовольствия, другими министерствами и ведомствами. Так были образованы Украинская универсальная товарная биржа и “Украгропромбиржа”. В тоже время существуют биржи, организованные свободными предпринимателями, например, одесская частная биржа “Светлана и К”. Определенные плюсы имеют каждый из способов организации бирж. Преимуществом первых является то, что они имеют относительно развитую инфраструктуру, а других - их доступность для большего количества субъектов.

Биржи можно подразделить также на национальные и международные.

Членами биржи следует считать ее акционеров. Они имеют право посещать биржу, пользоваться ее техническими средствами и заключать соглашения. Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие посетители, как постоянные, так и разовые. Статус постоянного посетителя биржи субъект может получить приобретя соответствующий абонемент (или облигацию), как правило, на год участия в биржевых торгах. По этому абонементу субъект может посещать каждые биржевые торги и принимать в них участие. Статус разового посетителя субъект может иметь, купив разовый входной билет, который дает ему право принимать участие в торгах в день присутствия на бирже.

Участие предприятий в биржевой торговле на постоянной или разовой основе может осуществляться за определенную плату через брокерские конторы и брокеров (маклеров).

Биржевой маклер является высококвалифицированным специалистом и имеет особый статус, позволяющий ему выполнять следующие функции: а) посредничество при заключении соглашений в результате принятия поручений (приказов) членов и посетителей биржи и нахождении соответствующих контрагентов; б) представительство интересов клиентов путем ведения биржевых операций от своего имени; в) консультирование торговцев по вопросам качества и свойств продаваемых товаров; г) документальное оформление соглашений и передача их на регистрацию; д) экспертные оценки и заключение по разным вопросам биржевых соглашений, торговой конъюнктуры и др.

Биржевое соглашение, осуществленное с участием маклера, вступает в силу с момента подписания маклерской записки сторонами и маклером, а при наличии у маклера предложения (офферта) одной из сторон и письменного согласия (акцепта) от другой - лишь маклером. Оно представляет собой письменно оформленный документ купли продажи или поставки двух видов: на реальный товар и срочные (фьючерсные). При первом - товар переходит от продавца к покупателю, то есть это реальный товарооборот. Товар должен находиться в помещении биржи (ее складах) или, в крайнем случае, должен быть поставлен в срок 1-15 дней после заключения соглашения.

Товар, чтобы стать биржевым, должен отвечать целому ряду требований. Прежде всего необходимо, чтобы он был массовым, следовательно, не монопольным. Количество товара должно быть определено в соглашении в кубических метрах, штуках, вагонах, тоннах или других единицах измерения. Если количество проданного товара указано в вагонах, должна быть отмечена и полная нормальная вместимость вагона (платформы). Фактическая величина продажи называется лотами, то есть партиями, которые должны быть числом, кратным биржевой единице. Это означает, что большее количество товаров должно делиться на каждую такую единицу без остатка.

Качество, являющееся также одним из требований к биржевому товару, в соглашении определяется: по стандарту и техническим условиям, по договорным условиям, при предшествующем осмотре и по образцам. Определяющим фактором при стандартизации качества биржевого товара является введение базового сорта как единой меры. Она является тем критерием, по которому дается качественная характеристика аналогичного товара. В качестве базового сорта принимается наиболее распространенный вид продукции данного рынка

Особенностью биржевого товара является то, что его всегда можно и купить, и продать - он вполне ликвидный. Биржевой товар, прежде чем попасть к потребителю, много раз переходит из рук в руки. Это обусловлено тем, что на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или контракт на его поставку.

Котировочная цена - типовая биржевая цена, устанавливаемая биржей на основе реальной оценки конъюнктуры рынка. Она является ценой равновесия спроса и предложения данного товара, устанавливается экспертным путем на определенный срок или дату и является ориентиром для продавцов и покупателей при заключении соглашений. Котировочные цены определяются выборным органом биржи (котировальной комиссией). Причем комиссия устанавливает их по характеру цены, а также цены проведения операций, цены продавцов и цены покупателей по моменту осуществления операций, то есть к моменту открытия биржи, в середине биржевых торгов и в конце дня, перед закрытием биржи.

Котировка цен осуществляется двумя способами: путем регистрации фактических цен спроса, предложения и соглашений, а также путем выведения типовой, то есть собственно котировочной цены или справочной цены котировальной комиссии. Делается это следующим образом. Исходя из конъюнктуры рынка данного дня по определенному товару, при большом количестве соглашений типовая цена исчисляется как средняя цена соглашений, поскольку в соответствии с законом больших чисел отклонения будут взаимно компенсироваться. Конъюнктура рынка устанавливается на основе трех его характеристик: соотношения спроса и предложения, тенденции движения цен в течение биржевого дня, количества осуществленных соглашений. Определение типовой цены при малом количестве соглашений - сложный процесс и требует большой компетенции котировальной комиссии. Справочная (котировочная) цена не является официальной или твердой ценой биржи, а представляет собой лишь мнение котировальной комиссии о том, какой именно является наиболее типовая цена.

Особенностью фьючерсных соглашений является поставка товара в соответствии с предварительно заключенными контрактами по ценам, складывающимся на рынке реального товара, или по котировочной цене. К сроку выполнения соглашения биржа берет определенную сумму залога (депозит, маржа). Фьючерсные соглашения заключаются между продавцами и покупателями, как правило, не с целью продажи или покупки товара, а с целью страхования от возможных изменений цены на него на реальном рынке. То есть при срочных операциях фьючерсного типа движение товара необязательно, поскольку это - продажа права на товар. Стандартный биржевой контракт, став объектом такой торговли, может реализоваться по разным ценам (в момент купли и продажи цены на рынке реальных товаров изменились). Если цена повысилась, разницу выплачивает продавец, и наоборот, - если она снизилась - покупатель.

Для того чтобы застраховаться от возможных потерь вследствие изменений цен при выполнении контрактов на реальный товар, в биржевых операциях применяется хеджирование (ограждение, защита). В наиболее общем виде хеджирование определяется как страхование цены товара от риска или нежелательного для производителя спада, или невыгодного для потребителя увеличения. И продавец, и покупатель одинаково заинтересованы в устранении значительных колебаний и в конечном итоге - в стабилизации движения цен. На практике это делается таким образом. Субъект, продающий реальный товар на бирже с поставкой в будущем, опираясь на существующий уровень цен, в то же время покупает фьючерсные контракты на такие же срок и количество товара. А субъект, который покупает реальный товар с поставкой в будущем, в то же время продает на бирже фьючерсные контракты. Они выступают как страховые гаранты - когда в операции одна сторона теряет как продавец реального товара, в тоже время она выигрывает как покупатель фьючерсных контрактов на такое же количество товара, и наоборот.

Уменьшение риска, связанного с торговлей фьючерсными контрактами, способствуют опционные соглашения, представляющими собой торговлю предварительными контрактами. Источником дохода для покрытия фактической цены по сравнению с ценой при заключении опционного соглашения выступает премия. Она является величиной риска, что позволяет покупателю опциона заблаговременно знать, что он может потерять, если откажется от его приобретения. А это может быть при следующих обстоятельствах. Субъект, занимающийся сельскохозяйственным производством, в марте хочет купить трактор, который стоит несколько миллионов карбованцев. Но в это время у него нет денег, они будут лишь в сентябре, после реализации его товара. За указанное время цены на трактор могут измениться. Чтобы реализовать свои интересы, покупатель (хочет приобрести трактор, а денег нет) и продавец (хочет реализовать трактор и за отсрочку платежа получить процент) заключают контракт, называющийся опционом, в соответствии с которым покупатель обязуется заплатить за трактор установленную сумму и определенную сумму за опцион. Продав опцион, субъект, имеющий трактор, обязан его продать. Субъект, купивший опцион, получает право приобрести трактор, но может от него и отказаться. При этом он теряет процент за опцион, а продавец его получает.

На бирже реального товара существуют также и срочные соглашения, которые не сопровождаются выпуском фьючерсных контрактов. Они заключаются на обусловленное ранее количество товара, то есть лот, соглашение, о поставке которого оформляется в виде биржевого документа, указывающего точно определенные обязанности сторон. Их называют варратом. Это унифицированная складская записка, свидетельство биржи о гарантии наличия товара в ее распределительной сфере.

Формирование товарных бирж в Украине создаст условия для концентрации в определенных местах большого количества товаров, что будет способствовать образованию цены равновесия, устранению дефицита и затоваривания.

Аукционы.

Ещё одним видом оптовой и розничной торговли является аукционная торговля, при которой продавец с целью получения наибольшей прибыли использует конкуренцию покупателей, присутствующих при продаже.

Аукцион (от латинского auctio - продажа с публичного торга) представляет собой продажу таких товаров, которые обладают индивидуальными свойствами и ценностями. Их реализация осуществляется с публичного торга в определённом месте и в заранее установленное время.

Аукционы бывают на повышение или понижение цены в гласной или негласной форме.

При так называемом гласном аукционе на повышение цены торги начинаются после объявления минимальной цены, установленной продавцом. После этого покупатели делают добровольные прибавки до окончательной цены покупки, которые прекращаются после третьего удара молотка аукциониста и гласного объявления номера покупателя и окончательной цены. Первоначальная цена определяется в договоре между организатором аукциона и владельцем товара.

При негласном (немом) аукционе покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки согласия на поднятие цены. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение аукциона позволяет сохранить в тайне покупателя.

Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей по принципу "кто больше" бывают товарными и валютными. Основными сторонами аукциона являются: владелец ценностей - продавец - организатор аукциона - покупатель. Аукционные торги проводит аукционист, наделённый полномочиями объявления цен во время торгов.

При аукционной продаже аукционист не несёт ответственности за проданный товар, так как покупатели имеют возможность достаточно подробно с ним познакомиться предварительно до проведения торгов.

Аукционы могут проводиться и на понижение цены, так называемые голландские аукционы. Они начинаются с объявления первоначально явно завышенной цены, которая постепенно понижается до той, по которой один из участников торга не выразит согласие продать свой товар.

Валютные аукционы организуются для конкурсной продажи за национальную валюту свободно конвертируемой валюты, имеющей высокую покупательскую способность. Валютные аукционные торги являются прообразом валютных биржевых торгов.

В зависимости от порядка их организации, аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и невыкупленного в срок имущества и т.п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной их продажи.

Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами. Организационное построение аукциона как коммерческой организации напоминает построение ярмарок. Управление осуществляет аукционный комитет, в состав которого входит директор аукциона, представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, транспортная, общего хозяйства и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов - аукциониста.

Экспертная работа завершается установлением стартовой цены. Все условия аукционной продажи фиксируются в аукционном соглашении, подписываемом торгующими сторонами.

Принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества по стандартным партиям или единицам товара, т.е. по лотам. От каждой партии отбирается образец. Каждому лоту присваивается номер, по которому он будет выставляться на аукцион. Перед открытием аукциона подготавливается рекламный каталог с включением всех номеров лотов, который вместе с пригласительным билетом и правилами участия и проведения аукциона высылается всем приглашенным участникам. Все товары, включённые в рекламный каталог, вносятся в аукционную ведомость и в обязательном порядке выставляются для предварительного осмотра.

До начала аукциона, заблаговременно, обычно за 1,5-2 месяца, в прессе помещаются рекламные объявления с подробной информацией о времени проведения аукциона, месте, сроках, количестве и видах основных товарах, допущенных к торгам. Как правило, торги проводятся в специальном аукционном зале, имеющем форму амфитеатра.

Бывают случаи, когда аукционист не достигает намеченной цели, т.е. не удовлетворён предложенными ценами. В этих случаях он имеет право без лишних объяснений снять лот с торгов и выставить его в следующий раз. По окончании торгов покупатель оформляет аукционную сделку, при этом получает от бухгалтера аукциона товарный чек в двух экземплярах. На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего перераспределения полученной выдержки, т.е. разницы между стартовой ценой и полученной. Порядок распределения выручки между организаторами аукциона и владельцами товаров предусмотрен в подписанном аукционном соглашении.

В практике проведения зарубежных аукционов используются автоматизированные способы. При этом изменение цены на повышение или понижение фиксируется покупателями с помощью нажатия электрических кнопок, отражающих цену на циферблате. Лот покупает тот, кто первый нажмёт электрическую кнопку, останавливаемую стрелкой циферблата. Эта система проведения аукционов снижает трудоёмкость и время проведения торгов. Возможно проведение и "заочных аукционов", когда заявки подаются в запечатанных конвертах.

Выставки.

В мире проводится ежегодно множество тематических выставок (новых технологий, автомобильные, тяжёлого машиностроения, товаров народного потребления и т.п.).

Функционирование таких выставок преследует цели:

Оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, выставочно-информационных услуг;

Информирование потенциальных потребителей о новой продукции, сферах её применения и возможностях приобретения;

Обмен коммерческой информацией с другими регионами, что способствует рационализации хозяйственных связей;

Освещение достижений и перспектив развития в области науки и техники, освоения и внедрения новой технологии, прогрессивных технологических процессов и т.д.; при этом используется печать, радио, телевидение, кино, магнитофонные записи лекций и бесед и др.

Проведение маркетинговой работы на выставках связано с изучением конъюнктуры рынка и рыночных связей, организацией рекламы, оказанием услуг, подбором экспонатов, поиском и подбором зарубежных фирм, способных стать партнерами.

На базе экспозиций павильонов, смотров, выставок организуются краткосрочные курсы, научно-технические семинары и конференции, встречи с целью обмена опытом, консультации посетителей. В организации выставок важное значение имеют показ техники, изготовляемой внешнеэкономическими партнёрами, систематическое изучение выставочного дела и методов показа экспонатов на зарубежных выставках с целью использования современных научно-технических средств в оформлении экспозиций.

Выставки функционируют за счёт денежных поступлений от взносов её участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художественно-оформительские работы, издательской деятельности и средств, поступивших по договорам с вышестоящими организациями.

Ярмарки.

Ярмарки представляют собой периодические мероприятия, проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для совершения покупок и продажи.

Ярмарочная торговля в Украине как организационная форма установления коммерческих связей получила достаточно широкое распространение. Традиционно ярмарочные торги получили свое выражение также через организацию торговли в виде выставок-продаж или выставок-салонов.

При организации ярмарочной торговли выделяют три этапа.

1. Предварительный этап включает принятие решения и подготовку приказа о проведении ярмарки. На этом этапе создается ярмарочный комитет и формируется рабочая группа, которые обязаны разработать положение и разослать информационные письма для участников с полной информацией об условиях участия в ярмарке. Рабочая группа разрабатывает и другие рекламные материалы типа пригласительных билетов, рекламных буклетов, карточек гостя и т.д. Издаётся рекламная брошюра с подробной информацией об условиях участия.

Основными источниками доходов от проведения ярмарочной торговли является плата за участие, аренду под экспозиции, транспорт, аренду складских площадей, бронирование и приобретение билетов, осуществление погрузочно-разгрузочных и транспортно-экспедиторских работ, проведение технической и информационно-коммерческой консультации и комплекса дополнительных услуг.

2. Организационный этап заключается в подготовке рекламного каталога, включающего всех участников ярмарки, подавших заявки. Помимо участников, в каталогах публикуется и другая новейшая рекламная научная и научно-техническая информация о других передовых фирмах Украины и мира, о передовом опыте, соответствующем профилю и тематике ярмарки или выставки-продажи. Этот этап включает также оперативную работу по размещению гостей, организации их досуга, проведению ежедневных показательных ярмарочных торгов, презентаций и др.

3. Заключительный этап включает в себя подведение итогов с выделением положительных и отрицательных сторон в работе ярмарки. Этот этап является основой для принятия стратегических решений по дальнейшей перспективе ярмарочной торговли.

Для общего руководства конкретной ярмаркой образуется ярмарочный комитет. В его состав входят представители государственных, коммерческих структур, отраслей производства, торговли, предприятий, объединений, научно-исследовательских и других организаций. Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиальным органом. Решения с оформлением протокола принимаются большинством его членов на периодически устраиваемых заседаниях. Ярмарочный комитет определяет состав участников ярмарки, создаёт рабочие органы, необходимые для выполнения поставленных задач, согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных помещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента продукции, оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям предложения о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, изготовлении новых видов продукции повышенного спроса, обеспечивает обслуживание участников, определяет размеры и порядок распределения расходов на организацию и проведение ярмарки.

Ярмарочный комитет образует дирекцию, которая следит за ведением бухгалтерской, статистической отчетности, заключает договоры, необходимые для обеспечения деятельности ярмарки, издаёт приказы и распоряжения, назначает и увольняет работников ярмарки, руководит рабочими органами, осуществляет организаторскую, рекламную, коммерческую деятельность.

Проведение финансовых операций, контроль за расходованием средств, ведение установленной отчётности, предоставление на рассмотрение и утверждение ярмарочного комитета отчёта о деятельности и баланса возлагается на бухгалтерию, создаваемую на период подготовки и функционирования ярмарки.

На ярмарке целесообразно создавать группу маркетинга. Специалисты по маркетингу главным образом оценивают существующую ситуацию и разрабатывают прогноз развития рынка по каждому виду товаров.

Ход торговых операций на ярмарках контролируют и частично регулируют соответствующие группы - арбитрская, информационная, по учёту и регистрации договоров.

Предметом торговли на ярмарке могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них. Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, чертежах, фотографиях, кино-, видеороликах и т.д. Выставляются на ярмарках также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, патентно-лицензионной документации и т.д. Производители и владельцы товаров могут присутствовать или отсутствовать на ярмарке.

В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:

1) ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот;

2) ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции;

Перед ярмарками первого вида ставится широкий круг задач:

а) усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований;

б) внедрение в производство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов; одновременное определение продукции с моральным износом, экономически нецелесообразной в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемой к снятию с производства;

в) работа связанная с демонополизацией в сфере производства и обращения продукции;

г) обязанности по обеспечению приоритета потребителей, усилению экономического воздействия на поставщика в случае нарушения им договорных обязательств;

д) препятствие волевым приёмам и решениям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей.

Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов.

Получают распространение ярмарки, совмещающие реализацию как новой продукции, так и неиспользуемой, излишней. Такие ярмарки привлекательны для покупателей, но требуют более высоких затрат. В хозяйственной практике ярмарки организуются в двух направлениях:

По закупке-продаже товаров народного потребления;

По закупке-продаже товаров производственно технического назначения.

По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций ярмарки подразделяются:

1. Международные ярмарки.

2. Всеукраинские ярмарки соединяют интересы большого количества предприятий, объединений с различными направлениями хозяйственной деятельности, специализации производства. На ярмарках сосредотачиваются товары весьма широкого профиля и ассортимента.

3. Зональные ярмарки привлекают к участию весьма значительное количество организаций, предприятий ряда близлежащих регионов. Ассортиментный состав предлагаемых товаров несколько уже.

4. Региональные (областные, районные) ярмарки функционируют для оперативного удовлетворения потребителей необходимыми товарами. В организационном плане они более доступны для участников.

Место, время проведения, тематика ярмарки определяется соответствующими ведомствами с участием коммерческих структур предприятий и объединений. Ярмарки работают по графику с предварительной установкой времени и места. При координации графиков следует добиваться недопущения совпадения сроков проведения ярмарок, чтобы избежать параллельной их работы в близлежащих регионах.

Изготовители, потребители продукции, посреднические, организации нуждаются в беспрерывном информационном обеспечении. В связи с этим на товарном рынке немалая роль отводится постоянно действующим выставкам продукции производственно-технического назначения и народного потребления.

Использованные материалы.

Законодательство.

1. Конституция Украины.

2. Закон Украины «О товарной бирже».

3. Закон Украины «О предпринимательстве».

Литература.

1. Торговое право: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – Х.: Изд. группа «РА-Каравелла», 2000.

2. Фемелиди А.М. Репетиториум по торговому праву. – Аккерман, 1900, с. 5

3. Романов А.Н. и др. Маркетинг: Учебник / Под ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995

4. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996.

5. 4. Л.В. Осипова, И.М. Синяева. Основы коммерческой деятельности. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополᴎϲтической деятельности основано на нормах Конституции РФ и содержится в антимонопольном законодательстве, принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах. В Конституции РФ содержатся определяющие положения, регламентирующие основы конкурентного правопорядка. В частности: - гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции (ст. 8); - вводится запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34); - определяется, что установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации, и, следовательно, антимонопольное законодательство имеет федеральный уровень (п. "ж" ст. 71); - не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации (ст. 74). Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Так, Российская Федерация как правопреемница СССР является участницей Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.- *(источник № 656) Одним из направлений сотрудничества государств - участников Содружества Незавᴎϲимых Государств является сотрудничество в антимонопольной сфере. В частности, в целях гармонизации отношений в области поддержки и развития конкуренции был подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, которые распространяются на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках и рынках финансовых услуг Российской Федерации. Основным законодательным актом, входящим в состав антимонопольного законодательства, является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополᴎϲтической деятельности на товарных рынках"- *(источник № 657) (далее - Закон о конкуренции). Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополᴎϲтической деятельности и недобросовестной конкуренции, ограничения конкуренции органами власти на товарных рынках в Российской Федерации и действует на всей территории Российской Федерации. Действие Закона о конкуренции может носить экстерриториальный характер в случае, если действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) за пределами территории Российской Федерации, приводят к ограничению конкуренции на рынках в Российской Федерации. Определенные особенности имеет действие Закона о конкуренции по кругу лиц. Так, под действие норм Закона подпадают: хозяйствующие субъекты, органы власти, за исключением федерального органа законодательной власти, органов судебной власти, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации- *(источник № 658). Кроме того, положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц- *(источник № 659). Особенности предусмотрены и в отношении действия данного Закона по сфере регулируемых отношений. В частности, Закон о конкуренции не распространяется, во-первых, на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции- *(источник № 660). Во-вторых, на отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках. Отношения, связанные с монополᴎϲтической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, регулируются другими федеральными законами. Существенная роль в этой группе законов отведена Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"- *(источник № 661) (далее - Закон о конкуренции на финансовых рынках). Закон о конкуренции на финансовых рынках регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этом рынке. Данный Закон также применяется на всей территории Российской Федерации, аналогично Закону о конкуренции может иметь экстерриториальный характер действия. Круг лиц, в отношении которых распространяются нормы Закона о конкуренции на финансовых рынках, составляют финансовые организации и органы власти. При этом следует учитывать, что Закон действует в отношении федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Положения Закона относительно финансовых организаций распространяются на аффилированных лиц- *(источник № 662) и группу лиц. Закон о конкуренции и Закон о конкуренции на финансовых рынках являются системообразующими в структуре антимонопольного законодательства, но нормы антимонопольного регулирования содержатся и в иных законодательных актах, прежде всего в ГК РФ. Так, ст. 10 ГК РФ, определяя пределы осуществления гражданских прав, устанавливает, что не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. В случаях совершения таких действий (бездействия) суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права- *(источник № 663). Приведем и другие примеры. Статья 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"- *(источник № 664) содержит положения, касающиеся антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничных рынках электрической энергии; ст. 26-27 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"- *(источник № 665) определяет исходные положения антимонопольного регулирования газоснабжения; ст. 32 Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР"- *(источник № 666) устанавливает основы антимонопольных правил деятельности кредитных организаций. При характерᴎϲтике антимонопольного законодательства необходимо учитывать и тот факт, что определенные сферы экономической деятельности функционируют в условиях государственной либо естественной монополии и подвержены специальному законодательному регулированию. В частности, сферы деятельности субъектов государственных монополий определены в нескольких законодательных актах. В их числе: Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"- *(источник № 667), Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"- *(источник № 668) и др. Правовое положение федеральных естественных монополий установлено Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"- *(источник № 669) (далее - Закон о естественных монополиях). Подзаконные нормативные правовые акты развивают отдельные положения антимонопольного законодательства. Правовой формой таких нормативных актов являются постановления Правительства РФ и приказы федерального антимонопольного органа- *(источник № 670). Следует также обратить внимание, что полномочия антимонопольного органа, которые в настоящее время осуществляет Федеральная антимонопольная служба- *(источник № 671), определены законами о конкуренции и конкретизированы в подзаконном нормативном акте- *(источник № 672). Федеральная антимонопольная служба осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы- *(источник № 673) во взаимодействии с другими органами власти и организациями. Правовое регулирование обеспечения конкуренции и ограничения моно­полистической деятельности на товарных рынках РФ осуществляется систе­мой нормативно-правовых актов. Принципы антимонопольного регулирова­ния определены Конституцией РФ (ст.8, п.2 ст.34, ст.74). Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции на товарных рынках определены Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товар­ных рынках», действующим с изменениями и дополнениями (далее - Закон о конкуренции). Предметом регулирования этого Закона являются отноше­ния, влияющие на конкуренцию на товарных рынках РФ. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, явля­ются предметом регулирования Федерального закона от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции на рынке финансовых услуг (далее - Закон о кон­куренции на рынке финансовых услуг). Под финансовой услугой Закон по­нимает деятельность, связанную с привлечением и использованием денеж­ных средств юридическими и физическими лицами. Перечень видов финансовых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, вклю­чает в себя услуги, оказываемые финансовыми организациями на рынке банковских, страховых, лизинговых услуг, услуг по негосударственному пенсионному обеспечению; на рынке ценных бумаг. Товарные рынки, Функционирующие в условиях естественных монополий, регулируются спе­циальным законодательством, и прежде всего Федеральным законом от 17 августа 1995 г. «О естественных монополиях». Федеральный антимонопольный орган проводит государственную поли­тику по содействию развитию конкуренции, по предупреждению, ограниче­нию и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В настоящее время таким органом является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России). Основные задачи, функции, полномочия антимонопольного орга­на определены Законом о конкуренции и Положением о МАП России, ут­вержденным Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N° 793. Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные управления, Положение о которых было утвержде­но приказом МАП РФ от 17 ноября 1999 г. № 441.