Развитие речи. лексическая тема "транспорт"

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Светлана Челядина

ЦЕЛЬ:

Уточнить и активизировать словарь по темам: «Транспорт, профессии на транспорте»

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Закрепить знания детей о транспорте и профессиях связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.

Коррекционно–развивающие: Совершенствовать грамматический строй речи: образование и использование в речи форм ед. ч. и мн. ч. существительных, согласование числительных с существительными;

Учить детей составлять рассказ о транспорте с помощью мнемотаблицы.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное внимание и восприятие, мышление, мелкую моторику пальцев рук и координацию речи с движением.

Коррекционно–воспитательные: Воспитывать самостоятельность, инициативность, доброжелательность.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений и загадок о транспорте, просмотр презентации «Разные виды транспорта», заучивание игр с пальчиками.

Оборудование:

Магнитная доска, демонстрационные и предметные картинки по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте», мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кому я скажу, пожалуйста.

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие?

(дети перечисляют разные виды транспорта и показывают на доске)

Как, одним словом можно назвать эти предметы? (транспорт).

Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.

Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.

Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт,

Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт).

Транспорт, который движется под землей, как называется? (Подземный транспорт).

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с этим заданием.

2. Беседа о профессиях. Загадка:

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - … (Ответы детей).

Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей)

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

Но, может быть, кто-то из вас захочет управлять не только автомобилем, но и самолетом. Как называется человек, который управляет самолетом?

Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.

Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?

Он должен быть смелым, отважным, умелым.


По той же схеме выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл.

3. Пальчиковая гимнастика. «Лодочка»

Две ладошки я прижму.

И по морю поплыву.

Две ладошечки, друзья,

Это лодочка моя.

4. Игра «Назови профессию»

Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)

Кто летает на самолете? (смелый летчик)

Кто управляет поездом? (зоркий машинист)

Кто летает на ракете? (умелый космонавт)

Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)

Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

5. Физкультминутка.

Представите ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы по воздуху летим, (руки в стороны, корпус наклонен вперед)

Мы на палубе стоим, (корпус наклонен вперед, рука у лба, смотрим вдаль)

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)

Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)

Чух-чух, чух-чух.

6. Работа по мнемотаблице.

Вы должны составить рассказ о понравившемся транспорте, а поможет нам мнемотаблица:

Название транспорта, его вид.

Какой он: описать его внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего он предназначен.

Начну я: Это автобус, наземный вид транспорта, потому что ездит по земле. Автобус перевозит пассажиров. Он большой, красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Для движения ему нужен бензин. Автобус моют, ремонтируют. Заслушать 3-4 рассказа.

7. Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)

Автобус – (автобусы)

Шофёр – (шофёры)

Грузовик – (грузовики)

Корабль – (корабли)

Капитан – (капитаны)

Самолет – (самолеты)

Пилот – (пилоты)

Лодка – (лодки)

Матрос – (матросы)

8. Дидактическая игра «Назвать ласково».

Паровоз – (паровозик)

Самолет – (самолетик)

Машина – (машинка)

Корабль – (кораблик)

Лодка – (лодочка)

Теплоход – (теплоходик)

Вертолет – (вертолетик)

Грузовик – (грузовичок)

9. Итог занятия.

Воспитатель:

Молодцы ребята. – О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Давайте вспомним профессии на транспорте, о которых мы с вами сегодня говорили.

Я вам покажу картинку, а вы скажите:

Я хочу стать (пилотом). Я хочу стать (шофером).

Я хочу стать (машинистом). Я хочу стать (капитаном).

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Цели занятия: Обучающие:

    расширение лексического запаса по теме «Транспорт»; повторение состава чисел.
Развивающие:
    развитие логического мышления; развитие слухового и зрительного восприятия; развитие мелкой и общей моторики, межполушарного взаимодействия; развитие концентрации внимания; развитие слуховой и зрительной памяти.
Воспитательные:
    воспитание дружеского отношения друг к другу; чувства взаимопомощи.
Оборудование Мультимедийный проектор, экран, доска, предметные картинки по теме «Транспорт», тетради с заданиями, конверты с картинками для задания «Что лишнее?». Презентация

Ход занятия

I. Орг. момент

Проверка готовности к занятию, настрой на работу.

II. Введение в тему

1 задание на развитие слухового внимания

Каждый из вас должен взять тот конверт, который я скажу:

1. С красным треугольником. (Виталина)

2. С зеленым кругом. (Денис)

3. С синим квадратом. (Ада)

4. С оранжевым овалом. (Ярик)

2 задание «Что лишнее?»

Разложите перед собой картинки, найдите, что лишнее. Выставьте их на доске. (Слайд №2) - Посмотрите на эти картинки. Как назвать их одним словом? (Слайд №3) - Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, какой бывает транспорт, для чего он нужен, люди, каких профессий работают на транспорте.

III. Задание на распределение внимания

Скажите, ребята, как называется профессия человека, который водит машины? (Шофер, водитель)

Водитель должен быть очень внимательным. И следующее задание на внимание.(Слайд №4)

Возьмите красный карандаш, поменяйтесь тетрадями и, проверьте, как выполнено задание.

IV. Игра «Угадай?»

Я задумала предмет. Угадайте, что это? (Слайд №5)

Это вид воздушного транспорта. Он очень большого размера, серебристого цвета, овальной

формы; у него есть крылья, кабина, шасси, хвост, мотор. Что это? (Самолет )

Это вид воздушного транспорта. Он очень большого размера, похож на стрекозу. (Вертолёт )

Это вид водного транспорта. Он очень большого размера, есть нос, корма, палуба. Что это? (Теплоход или пароход )

Сначала дерево свалили, потом нутро ему долбили, потом лопатками снабдили и по реке гулять пустили. (Лодка )

(Картинки появляются на слайде)

(Слайд №6)

На какие две группы можно разделить эти картинки? (Водный и воздушный транспорт )

V. Копирование

А какой еще есть транспорт? (Наземный)

У вас в тетради паровозик, нужно скопировать его, считая клетки. (Слайд №7)

VI. Повторение состава чисел

Кто ведет паровоз? (Машинист) А чтобы стать машинистом, нужно учиться, в том числе и считать. (Слайд №8)

Лишний шарик зачеркните. Те шары, где правильный ответ, покрасьте.

V. Физкультминутка

Руки в стороны - в полет
Отправляем самолёт.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперёд.-
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.

VI. Развитие зрительной памяти

Запомни фигуру, и нарисуй в тетради. (Фигуры предъявляются по одной) (Слайды №9-16)

Какой должна быть последняя фигура?

VII. Профессии (Слайд №17)

Назовите профессию людей, которые управляют самолетом? (Летчик, пилот )

Кто управляет вертолетом? (Вертолетчик)

Теплоходом, пароходом? (Капитан )

Как называется профессия человека, который управляет автобусом? (Водитель)

А кто управляет грузовой машиной? (Шофёр)

Как называется профессия человека, который ремонтирует машины? (Механик)

VIII. Задание «Дорисуй» (Слайд №18)

Сейчас вы будете механиками. Нужно отремонтировать машины так, чтобы они стали одинаковыми.

IX. «Простые аналогии» (Слайд №19-20)

X. Итог занятия

О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей )

Какой бывает транспорт? (Слайд №21) Задание: соедините линией транспорт и человека, который его водит. (Слайд №22)

Становясь моряком, не только привыкаешь к особому миру, к судну - стальному, напичканную машинами, приборами, проводами, к вечно переменчивому океану, к непогоде, которую уже нельзя ни на минуту игнорировать, как это могут те, кто может жить на берегу. Привыкаешь к окружению людей, среди которых место и обязанности каждого строго определены должностной инструкцией. На корабле точно известно кто есть кто - это экипаж судна .

КАПИТАН КОРАБЛЯ

Представим себе картину. Если бы часть суши каким-то образом оторвалась от берега и начала плыть в океане, безусловно, на этой части земли стало необходимым иметь человека, который смог бы поддерживать порядки, придерживаясь закона и одновременно управлять этим клочком суши. Такой частью государства, которая временно отделяется от берега и ходит в водах мирового океана, и есть судно или , а таким человеком становится капитан. Слово «капитан» живет уже много столетий и происходит, как утверждают, от слова «глава».

Слово капитана на корабле или судне - закон. Все распоряжения исходящие от берега передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

капитан судна

Про обязанности капитана можно говорить бесконечно. Капитан корабля обязан знать и уметь все. Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь, и после заключения спасательного контракта, начать спасение судна.

Капитан судна должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды (на мели вода темнее) и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко и недвузначно: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные. В противном случае, когда неизбежна, капитан может покинуть судно только тогда, когда исчерпаны все возможные средства для спасения. Сначала он принимает меры по спасению пассажиров, затем разрешает оставить борт судна экипажу и покидает корабль последним, забрав с собой журналы (судовой, машинный), карты и корабельную кассу.

Во время беды, спасая людей, независимо от пассажиров своего судна или людей с другого корабля, который тонет, капитан должен беспокоиться, чтобы в первую очередь в были помещены дети, женщины, старики и больные.

И уже совсем неприятная обязанность: в случае смерти человека на борту, капитан корабля должен засвидетельствовать смерть и решить - доставлять тело в порт или похоронить в море...
И это лишь незначительная часть обязанностей капитана корабля.

ПОМОЩНИКИ КАПИТАНА

Помогают капитану командовать кораблем помощники. Их много, но судно, на котором они находятся тоже немаленькое.

Старший помощник - первый заместитель капитана, готовый в любой момент заменить его в море или на стоянке. От него зависит порядок и дисциплина на судне. Капитан сошел на берег и к старшему помощнику переходят все права и обязанности капитана.

старший помощник капитана и рулевой

Старшему помощнику капитана в административном порядке подчиняется весь экипаж судна, и его распоряжения в части соблюдения судового порядка, дисциплины, организации службы и распорядка обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. Старший помощник является начальником общесудовой службы и руководит палубной командой и командой быта, работой второго, третьего, четвертого и пятого помощников.

Старший помощник капитана должен быть постоянно готов заменить капитана и принять на себя командование кораблем. В отсутствие капитана может самостоятельно производить перешвартовки и переходы судна в акватории порта, вызывая при необходимости лоцмана и портовые .

Старший помощник капитана обязан:
1. Составлять и корректировать судовое расписание.
2. Организовывать и проводить подготовку экипажа по борьбе за живучесть судна, использование спасательных средств и спасение людей, груза и судового имущества, контролировать подготовку аварийных команд.
3. Обеспечивать наличие на борту и надлежащее хранение неснижаемого запаса продуктов.
4. Контролировать и вести учет количества воды в балластных и питьевых цистернах, и ее расход.
5. Обеспечивать правильную техническую эксплуатацию и содержание в надлежащем порядке корпус, палубы и надстройки судна, судовые помещения и отсеки, питьевые танки, помещения коллективной защиты, медицинской помощи и провизионных кладовых, дозиметрических приборов, средств индивидуальной защиты и затемнения, рангоута и такелажа, грузового, якорного, швартового, буксирного устройств, спасательных средств судна; противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря, мерительных, воздушных и приемных труб; воздухоотводов и приварных каналов вентиляции, клинкетных дверей и их приводов (кроме машинно-котельных отделений), трапов, штормтрапов и кранцевой защиты.
6. Совместно со старшим механиком старший помощник капитана обязан проверять состояние водонепроницаемых отсеков и закрытий судна.
7. Планировать и осуществлять контроль проведения судовых работ, а также следить за качеством приготовления пищи.

Перед началом и в ходе грузовых операций старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечивать подготовку грузовых устройств и помещений к приему грузов; проверить их готовность совместно со вторым помощником, старшим механиком, электромехаником и помощником капитана по пожарно-технической части.
2. Лично руководить погрузкой (разгрузкой) и креплением крупногабаритных и тяжеловесных грузов, размещением и креплением палубного груза.
3. Лично руководить подготовкой судна к перевозке опасных грузов и обеспечивать выполнение правил морской перевозки.

Перед выходом в рейс старший помощник капитана обязан:
1. Обеспечить подготовку судна по-походному, принять меры к надлежащему креплению палубных устройств и грузов.
2. Проверить готовность рулевых, якорных, швартовных и шлюпочных устройств, сигнальных огней, средства световой, звуковой и аварийной сигнализации, внутрисудовой связи, машинного телеграфа и дистанционного управления главными двигателями; следить за надежным закрытием трюмов, люков, горловин, иллюминаторов, капов и других отверстий палубы и бортов.

В рейсе старший помощник капитана обязан:
1. Контролировать надлежащее крепление палубных устройств и грузов; организовывать и вести наблюдение за водонепроницаемостью корпуса, герметичностью наружного контура судна; принимать меры к их обеспечению; руководить подготовкой судна к штормовому плаванию и к борьбе с обледенением.
2. Старший помощник капитана несет ходовые вахты с 4 до 8 часов и с 16 до 20 часов. В сложных условиях несет ходовые вахты по указанию капитана.

Также в командный состав судна входят: второй помощник, которого еще называют грузовым помощником. Он отвечает за погрузку и разгрузку, загруженность трюмов, их чистоту и безопасность.

Третий помощник - штурман. На нем карты, магнитные компасы, хронометр, судовые часы и прочие приборы.

Четвертый помощник отвечает за электронавигационные приборы - гирокомпас, лаг, эхолот и пр.

Пятый помощник капитана обеспечивает противопожарную безопасность судна. Он контролирует состояние противопожарной безопасности судна, и соблюдение экипажем противопожарных правил; обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара; ежесуточно проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий; следит за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимает меры к его ремонту и пополнению до установленных норм.

старший механик

рубка управления энергетической установкой контейнеровоза «Mathilde Maersk»

Старший механик - самостоятельный руководитель машинной команды. Он обеспечивает работу главного и вспомогательных двигателей, главного редуктора, валопроводов, опреснителей, общесудовых систем, вспомогательных механизмов, механической и гидравлической части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механической части палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механических средств бытового назначения, системы кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации, румпельного отделения, механических мастерских, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения.

Второй механик - его помощник и заместитель. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств трюмных систем. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

Третий механик отвечает на судах за работу дополнительных двигателей.

Четвертый механик отвечает за палубные механизмы и систему вентиляции.

Старший электромеханик отвечает за работу электро-механизмов и электрической сети. В ведении старшего электромеханика находятся источники электроэнергии: главные и вспомогательные генераторы на судне с электродвижением, генераторы с автономным приводом и валогенераторы на судах без электродвижения, аварийные станции электропитания с берега, гребная электрическая установка, главный и аварийный распределительные щиты, другие распределительные устройства; электрооборудование постов и пультов управления, электрические (электронные) части систем и устройств автоматики, в том числе систем с дистанционным управлением, всех видов сигнализации и защиты; сети канализации тока, размагничивающие устройства, электроприводы с пускорегулирующей и защитной аппаратурой механизмов машинно-котельного отделения, общесудового и производственного назначения; электрическая часть рулевой установки (включая авторулевую), машинные телеграфы и аксиометры, телефония, аккумуляторы с зарядными устройствами и электроизмерительные приборы своего заведования, освещение, электрооборудование бытового назначения.

Старший электромеханик обеспечивает безопасную организацию работ, надежную работу и поддержание в надлежащем техническом состоянии механизмов, устройств, систем, оборудования, правильную эксплуатацию электрооборудования и средств автоматизации; следит за режимом работы электро-механизмов.

Боцман - начальник палубной команды. Находясь на баке, руководит всеми работами во время постановки и съемки с якоря и швартовки. Во время спуска на воду шлюпок, хозяйственных работ, такелажных работ распоряжения боцмана - закон.

Судовой доктор , в ведении которого находится лазарет, амбулатория и все, что служит здоровью экипажа судна .

Все вышеперечисленные должности - от старшего помощника до судового доктора - это командный состав судна. Но существует еще и судовая команда. Начну с тех, кто работает под руководством боцмана на верхней палубе.

Подшкипер (шкипер) - помощники боцмана по хозяйственной части.
Старший матрос выполняет на судне столярные работы, принимает пресную воду, руководит швартовкой на корме.
Старший рулевой стоит на руле, в том числе обязательно во время сложного маневрирования (вход в порт, прохождение узких мест).
Матрос 1-го класса должен уметь стоять на руле, пользоваться сигнальными флагами и семафором, управлять шлюпкой под парусом. Выполняет все такелажные и малярные работы.
Матрос 2-го класса должен уметь грести на шлюпке, вязать морские узлы, управлять лебедкой и шпилем, убирать помещения, подкрашивать и оббивать ржавчину, пользоваться семафорными флагами.
Матрос-водолаз выполняет подводные работы, а также работает на судне как матрос.

В машинном отделении судна возле котлов и моторов, в трюмах работают: старший котельный машинист, мотористы, помповый машинист и электрики.

На камбузе, на складах, в пассажирских каютах и коридорах рабочие места кладового, старшего кока, камбузника, буфетчика, матроса и обслуживающего персонала.

директор круиза

Земснарядов , техник радионавигации и электрорадионавигатор.

посчитав все морские профессии, получается, что судно это на самом деле плавучий город

Адмирал (вф) - высший
в морской службе чин, соответствующий генеральскому чину в сухопутных
войсках. Командует флотом. Адмиральских чинов 4: генерал-адмирал,
адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал.

Коммодор (вф) - в Англии и Голландии морской офицер, командующий эскадрой

Капитан - командир корабля. Может состоять даже в должности лейтенанта (об этом в следующем пункте)

Лейтенант -
морской офицер, является помощником капитана. Вместе с тем лейтенант
является командиром корабля 4 ранга, имеющем 14-16 пушек. На такие
корабли капитан не назначается. На корабле 3 ранга, имеющем 50 пушек
лейтенант является старшим помощником капитана (т.к. там по регламенту
нет капитан лейтенанта). Говоря современным языком лейтенант является
вахтенным офицером, начальником вахты, т.е. части экипажа, несущей
корабельную службу в данный отрезок времени.

Секретарь корабельный -
на любом корабле один секретарь. Можно сказать, что этот офицер
является помощником капитана по учету личного состава, штабной работе,
учету, контролю за работой всех служб снабжения, переписке. Он обязан
контролировать прием на корабль всех припасов, вести бортовой журнал,
знакомить экипаж с Уставом, письменными приказами и распоряжениями
старших флотских начальников, вести судебные протоколы, составлять
контракты на поставку припасов, контролировать выдачу пищи и другого
имущества личному составу, учитывать добычу взятую у неприятеля,
записывать расход пороха и ядер во время боя, составлять заявки в порт
на пополнение припасов, переписывать вещи погибших и умерших и
передавать их родственникам. Он не имеет права покидать борт корабля
(кроме как для исполнения обязанностей, требующих его присутствия на
берегу) пока тот не будет поставлен на длительную стоянку и не будет
разоружен.

Священник (капеллан) -
священник приравнивался скорее к офицерам по своему положению, но и
однозначно к офицерам его отнести было нельзя. Скорее он просто стоял
особняком. На флоте имелся один начальный священник, отвечавший за
деятельность корабельных священников. На каждом корабле имелся
священник, который отправлял все религиозные мероприятия. Кроме того он
был обязан посещать раненых и больных и облегчать их душевные
страдания. Священник отвечал за священнические припасы и вел их учет и
использование (походная церковь, престол с облачением, Евангелия,
кресты и т.п.)

Лекарь -
на всех кораблях имелся один лекарь. В зависимости от ранга корабля у
него имелось разное количество помощников. Лекарь ведал учетом,
снабжением лекарствами, медицинскими инструментами, вел учет больных,
отвечал за лечение больных, качество и количество выдаваемой им пищи.
Во время боя ему запрещалось выходить на палубу, а должен был
находиться в интрюме, где было определено место сбора раненых. Если
устанавливалось, что больной или раненый умер от небрежения лекаря, то
последний рассматривался как убийца и подлежал казни.

Шкипер
- один из старших офицеров. Выше его по регламенту был только штурман.
На всех кораблях был один шкипер. Шкипер отвечал за учет, наличие,
хранение, использование, ремонт, пополнение, замену шкиперского
имущества. Вел журнал этого имущества. К шкиперскому имуществу
относился весь съемный рангоут (мачты, реи), весь такелаж (канаты,
веревки, блоки), якоря, фонари, моечный и уборочный инвентарь, свечи,
плотничный инвентарь и инструменты, шлюпочные паруса, все металлические
изделия, инвентарь, материалы и инструмент конопатчика, смазочные
материалы, крепежный материал (гвозди, скобы, болты). Шкипер принимает
на корабль все это имущество и следит за полнотой получения, качество.
Он же отвечает за распределение всего имущества и припасов по местам
хранения, закрепление имущества от качки. При постановке корабля на
якорь и снятии с якоря следит за потравливанием или приемом якорного
каната, работой стопорных устройств. Он же отвечает за организацию
уборки корабля, наведением порядка. Шкипер надзирает за работой
матросов, наказывает нерадивых, обучает неумелых. Подшкипер замещает
шкипера в его отсутствие.

Штурман
- отвечал за штурманское имущество, его получение, хранение,
использование, расходование. Штурманским имуществом считались флаги,
сигнальные флаги, вымпелы, гюйсы корабельные и шлюпочные, компаса,
песочные часы, лаги, лоты, лампады. Штурман вел журнал учета
штурманского имущества, следил за пополнением и исправностью своего
имущества. Он же отвечал за морские карты, лоции, исправность рулевого
управления корабля. Он выверял компаса и песочные часы. Во время
плавания он должен был сверять карты с реальной береговой линией,
островами, скалами, рифами и наносить на карты все их изменения.
Штурман обязан сообщать офицерам и капитану об опасностях курса корабля
(мели, рифы, скалы) и настаивать на его изменении, и даже если капитан
или иной офицер его не послушают, и корабль будет потерян, то штурман
будет казнен или отправлен на каторгу. При постановке на якорь штурман
обязан следить, чтобы в этом месте не было мелко и корпус корабля не
проломило бы своим якорем. Подштурман помогает штурману, а в его
отсутствие полностью отвечает за штурманскую службу.

Боцман
- специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ -
старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В
обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса,
такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами
и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу,
наблюдение за порядком и чистотой на судне. На крупных военных кораблях
имеется один главный боцман и несколько боцманов.

Мичман -
непосредственный помощник офицеров. Основная обязанность следить за
полным и точным исполнением всеми членами экипажа приказаний офицеров.
В другие обязанности входит организовывать укладку и размещение в
помещениях корабля имущества и вести журнал учета этого имущества.

Канониры
- это корабельные артиллеристы. Можно сказать - командиры орудий. По
числу пушек и канониров можно сказать, что на три пушки приходилось два
канонира. Следовательно канониры занимались заряжанием, прицеливанием и
производством выстрела, а накат пушек на место, охлаждение, прочистка
после выстрела возлагалась на солдат. Матросы же отношения к пушкам не
имели.

Квартирмейстер
- командует матросами, размещаемыми в данном кубрике. Он обязан следить
за наличием своих матросов на корабле, за здоровьем своих матросов,
чистотой и исправностью их одежды, за выдачей матросам питания и за
возврат на поварню остатков пищи и посуду, за тем, чтобы продукты,
оружие, вещи, снасти не растаскивались с корабля. Квартирмейстер также
является командиром шлюпки, следит за ее исправностью, оснащенностью,
управляет ею на воде и командует матросами, назначенными в экипаж
шлюпки.

Плотник
- обязан следить за всеми деревянными деталями корпуса и рангоута и
чинить их; осуществлять контроль за качеством принимаемых на корабль
деревянных деталей рангоута (мачты, реи); совместно с конопатчиком
устранять течи в корпусе. Обязан также следить - нет ли где поступления
воды в корпус. Ведут журнал учета поступления и расхода деревянных
деталей, материалов. Обязаны знать размеры и конструкцию всех
деревянных деталей с тем, чтобы могли грамотно заказать на берегу
изготовление деталей для данного корабля.

Конопатчик -
обязан следить за тем. чтобы не было течей в корпусе, чтобы люки и
пушечные порты были плотно закрыты. При появлении течей совместно с
корабельным плотником устранять их.

Парусный мастер
- на корабле любого ранга один парусный мастер. Под его руководством
один-два парусных ученика. Обязан следить за исправностью парусов и
чинить их.

Солдаты (морские пехотинцы) - привлекались для обслуживания пушек в помощь канонирам, из них составлялись абордажные и десантные команды.

Матросы -
младшее звание. Привлекались для работы на судне, как то: работа с
парусами, откачка воды из трюма, содержание корабля в чистоте. На
разбойничьих судах составляли абордажную команду.