Специалист по закупкам: обязанности, должностная инструкция, образование, требования, резюме. Специалист по закупкам: обязанности, требования, обучение, профессиональный стандарт специалист в сфере закупок Менеджер по закупкам требования к кандидатам

При приеме специалиста на должность специалист по госзакупкам обязательно ли наличие обучение по 44 фз? или достаточно высшего образования? И может специалист работать на этой должности без образования по 44-ФЗ (работа в ЕИС,площадки, наличие ЭЦП) и нести ответственность? Обязан ли работодатель обучить работника?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Включать в КС работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.Учитывая Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273 ФЗ»), принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) , а также в соответствии с ч. 6 ст. 38 данного закона, работники контрактной службы должны иметь высшее образование в сфере закупок или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Так, согласно ст. 69 Закона № 273-ФЗ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. При этом к освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Тогда как, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

В свою очередь, исходя из ст. 76 Закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). При этом к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Внимание:Обращаем внимание на то, что к освоению дополнительных профессиональных программ не допускаются лица, имеющие среднее общее образование.В ст. 9. и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ заложен следующих подход к отбору лиц, которые могут быть работниками контрактной службы.

    Первый случай. Если физическое лицо имеет высшее образование в сфере закупок, то оно может быть сразу работником контрактной службы.Второй случай. Если физическое лицо имеет высшее образование, которое не является высшим образованием в сфере закупок, либо имеет любое среднее профессиональное образование, то оно может стать работником контрактной службы исключительно после получения высшего образования в сфере закупок либо дополнительного профессионального образования в сфере закупок.Вместе с тем в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, до 1 января 2017 года работником контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, или лицо, имеющее дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. При этом такое образование должно быть подтверждено соответствующим документом.

    Учитывая изложенное, в настоящее время работником контрактной службы может быть физическое лицо, имеющее:Профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (до 1 января 2017 года);Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Рекомендация: Сроки обучения специалистов в сфере закупок

    <…>Следует отметить, что сам Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) требований к минимальному количеству часов обучения не устанавливает.

    Требования к дополнительному профессиональному образованию установлены в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).

    Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ч. 1 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

    Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ).

    Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование ( Закона № 273-ФЗ).

    Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

    Также существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12 марта 2015 г. "О направлении методических рекомендаций" (далее – Методические рекомендации).

    Методические рекомендации разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок (п. 1.1 Методических рекомендаций).

    Для большинства сотрудников повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 108 часов, профессиональная переподготовка должна составлять не менее 250 часов.Исключение составляют руководители заказчиков – для них повышение квалификации в сфере закупок должно составлять не менее 40 часов.Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 60 Закона № 273-ФЗ в РФ выдаются:1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии со ст. 60 Закона № 273-ФЗ организациями, осуществляющими образовательную деятельность.При этом частью 3 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.Согласно ч. 4 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы и порядок оформления таких документов о высшем образовании утверждены приказами Минобрнауки России от 01.10.2013 № 110, от 13.02.2014 № 112. Согласно п. 2 приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, а также в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования выдаются соответствующие дипломы.Таким образом, документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок будет служить именно диплом (государственного и негосударственного образца).В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.Таким образом, документом, подтверждающим наличие дополнительного профессионального образования в сфере закупок будет служить удостоверение о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.С 1 января 2017 года работники контрактной службы или контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.Т.е., рекомендовано «прохождение» такими работниками программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в объеме не менее 108 часов.Рекомендация: Как назначить контрактного управляющего

Когда заказчику назначить контрактного управляющего, чем занимается такой сотрудник и какое образование должен иметь, как принять его на работу и какая административная ответственность ему грозит, расскажем в рекомендации.Когда нужен контрактный управляющий Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., у вас есть выбор: создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). При этом выделять отдельную должность контрактного управляющего в штатном расписании не обязательно. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № ОГ-Д28-2128. Выполнять функции контрактного управляющего может сотрудник учреждения, у которого есть специальное образование. При этом неважно, какую должность такой сотрудник занимает. Главное – отразить функции контрактного управляющего в должностной инструкции такого специалиста.

Кроме того, вы вправе назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки. Для этого издайте приказ. Но одновременно назначить контрактного управляющего и создать контрактную службу нельзя. Это не предусмотрено законодательством.

Ситуация: может ли руководитель учреждения назначить нескольких контрактных управляющих и возложить на каждого из них определенные функции Да, заказчик вправе назначить несколько ответственных лиц за определенные закупки (п. 2 приложения к письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889).

Четко разграничьте закупки между такими контрактными управляющими. Если же вы хотите распределить функции между несколькими сотрудниками, например, назначить одного ответственным за планирование, а другого – за подготовку извещений, закупочной документации, проектов контрактов, то создайте контрактную службу. Ведь контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом его отличие от сотрудника контрактной службы, на которого можно возложить только часть обязанностей по закупке, например планирование.

Ситуация: может ли один сотрудник быть контрактным управляющим и в администрации, и в созданном ею муниципальном казенном учреждении Да, но только если сотрудник одновременно состоит в штате двух организаций – администрации и муниципального казенного учреждения.Если сотрудник состоит только в штате администрации, то руководителю муниципального казенного учреждения он не подчиняется. Назначить такого сотрудника на должность контрактного управляющего муниципального учреждения нельзя. Такой вывод следует из части 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Норма указывает на то, что заказчик назначает контрактным управляющим должностное лицо. Речь идет о сотруднике, который состоит в штате учреждения.

Ситуация: можно назначить контрактным управляющим руководителя учреждения Да, руководитель заказчика может быть контрактным управляющим. Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на это.

Ситуация: можно ли специалисту, который занимается закупками, присвоить должность «экономист с исполнением обязанностей контрактного управляющего»Да, можно.Положения Закона № 44-ФЗ не требуют вводить должность контрактного управляющего. Заказчик вправе назначить должностное лицо, ответственное за закупки. Возможные названия должностей перечислены в приказе Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н. Данный документ утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» . Заказчик вправе применять как перечисленные в нем названия должностей, так и другие на свое усмотрение.

Ситуация: контрактный управляющий – отдельная штатная единица или можно назначить контрактным управляющим сотрудника, который уже работает в организации. Вы вправе сами определить, кто будет контрактным управляющим, – вводить в штатное расписание отдельную должность не обязательно. Назначить контрактного управляющего можно и из числа имеющихся сотрудников. Закон № 44-ФЗ требует лишь, чтобы с 2017 года все контрактные управляющие имели высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик исключить контрактного управляющего из членов комиссии Да, вправе. Для этого заказчику достаточно прописать в положении или регламенте о контрактной службе условие о том, что работники контрактной службы членами комиссии по закупкам стать не могут. Это прямо предусмотрено пунктом 8 Типового положения, которое Минэкономразвития России утвердило приказом от 29 октября 2013 г. № 631.

Нормативные документы не указывают, обязательно ли исключать контрактного управляющего из членов комиссии. Поэтому заказчик самостоятельно принимает решение, устанавливать или нет данное ограничение.Чем занимается контрактный управляющий. Контрактный управляющий выполняет следующие функции (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ):

Совет: Используйте проект типового положения (регламента) о контрактной службе в качестве ориентира, когда будете готовить должностную инструкцию. Данный документ подготовило Минэкономразвития России (приказ от 29 октября 2013 г. № 631).

Заказчики возлагают на контрактного управляющего и контрактную службу идентичные функции и полномочия (ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Но даже с учетом этого не копируйте нормы названного проекта в должностную инструкцию контрактного управляющего. Просто возьмите их за основу. Пока проект оставляет широкий простор для совершенствования.

В Системе размещены примеры должностных регламентов контрактных управляющих государственного и муниципального заказчиков, а также пример должностной инструкции контрактного управляющего бюджетного учреждения.

Должностную инструкцию утверждает руководитель учреждения. Для этого он издает приказ. Ознакомьте контрактного управляющего с приказом под роспись.Ситуация: можно ли включить контрактного управляющего заказчика в комиссию по закупкам уполномоченного органа. Можно, если такую возможность предусмотрели в решении о создании уполномоченного органа или решении о наделении полномочиями уполномоченного органа.Если вы включите контрактного управляющего в комиссию по закупкам уполномоченного органа, это увеличит риск заинтересованности сотрудника в результатах закупки. Соответственно, вероятность того, что участник закупки обжалует протокол подобной комиссии, возрастет. А решение, которое комиссия приняла в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, в том числе части 6 статьи 39, может обжаловать каждый участник закупки. Об этом сказано в части 9 статьи 39 Закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет административную ответственность, которая предусмотрена статьей 2.4 КоАП РФ. Виды административных правонарушений в сфере закупок и размеры штрафов представлены в таблице.

Если при проверке заказчика контрольный орган найдет признаки административного правонарушения в действиях контрактного управляющего, он может привлечь его к ответственности. При этом работу заказчика на федеральном уровне контролирует ФАС России, на региональном и местном уровнях – его территориальные управления. Данные органы проверяют действия заказчиков в сфере закупок, в том числе в рамках гособоронзаказа, и закупок, сведения о которых составляют гостайну. Об этом сказано в части 3 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, пункте 2 постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728, пункте 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Антимонопольная служба изучает материалы дела об административном правонарушении и может признать нарушение малозначительным. Тогда должностное лицо ФАС России освободит контрактного управляющего от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Если контрольный орган все же наложил административный штраф на сотрудника, контрактный управляющий вправе его обжаловать. Суд также может освободить специалиста от ответственности и ограничиться устным замечанием, если нарушение малозначительно.

Пример обжалования административного штрафа в суде Контрактный управляющий направила сведения о недобросовестном поставщике в ФАС России на 14 дней позже установленного срока. Контрольный орган наложил на нее административный штраф в размере 20 000 руб.Контрактный управляющий обратилась в суд и выиграла дело. Судья пояснил, что подобное нарушение не повлекло ни вреда, ни тяжких последствий. Формально действия сотрудника содержат признаки административного правонарушения. Но оно не существенно (решение Городищенского районного суда Волгоградской области от 23 марта 2016 г. по делу № 12-91/2016).Ситуация: кто вправе обжаловать в суде действия контрактного управляющего Обжаловать в судебном или в административном порядке действия (бездействие) контрактного управляющего имеют право (ст. 105 Закона № 44-ФЗ):

  1. Готовит и размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупок и план-график закупок, вносит изменения в них.Готовит и размещает в ЕИС извещения о проведении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов.Готовит приглашения принять участие в закрытых закупках, направляет приглашения потенциальным участникам.Проводит закупки и заключает контракты.Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупок, готовит материалы для претензионно-исковой работы.При планировании закупок организует консультации с поставщиками и участвует в таких консультациях. Определяет состояние конкурентной среды на рынках.Законодатель оставил данный перечень открытым. Поэтому вы вправе определить дополнительные функции и полномочия для контрактного управляющего.Совет: Расширьте функционал контрактного управляющего дополнительными обязанностями, которые прямо связаны с его основной деятельностью.Кроме того, контрактный управляющий должен готовить и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта и о результатах отдельного этапа его исполнения. Об этом сказано в части 11 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, пункте 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093. Какое образование должно быть у контрактного управляющего

    Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). В то же время до 2017 года таким специалистам достаточно образования, которое они получили по Закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. А крымские специалисты вправе занимать должность контрактного управляющего с образованием, полученным по украинскому законодательству о госзакупках, но также только до 2017 года. Такой вывод следует из части 23 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 25 мая 2015 г. № Д28и-1327.

    Высшее образование в сфере закупок контрактный управляющий подтверждает дипломом, а дополнительное профессиональное образование – удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.Внимание: свидетельство об обучении не относится к документам об образовании или о квалификации.Совет: Ускорьте обучение контрактных управляющих в соответствии с российским законодательством (письмо Минэкономразвития России от 2 марта 2015 г. № Д28и-438).

    Ситуация: должны ли другие сотрудники, кроме контрактного управляющего, получить профессиональное образование по закупкам Да, должны. Именно те сотрудники, в должностные обязанности которых входят функции по закупкам. Это прежде всего члены комиссии по закупкам. Так считают специалисты Минэкономразвития России и Минобрнауки России (совместное письмо от 12 марта 2015 г. № 5594/ЕЕ/Д28и, № АК-55З/06). Также чиновники советуют организовать повышение квалификации членов комиссии своевременно и оперативно (письмо Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070).

    В каких документах нужно прописать обязанности контрактного управляющего

    Обязанности контрактного управляющего зафиксируйте в трудовом договоре и должностной инструкции.В трудовой договор включите все существенные условия, которые предусмотрены статьей 57 Трудового кодекса РФ. Если вы переводите на должность контрактного управляющего сотрудника, который состоит в штате, оформите дополнительно соглашение к трудовому договору такого специалиста. В трудовом договоре или в допсоглашении зафиксируйте ссылку на должностную инструкцию сотрудника.

    В должностной инструкции пропишите функциональные обязанности контрактного управляющего. При разработке должностной инструкции опирайтесь на общие требования к подобным документам. Используйте сведения о полномочиях контрактного управляющего, которые перечислены в статье 38 Закона № 44-ФЗ. При необходимости конкретизируйте их или дополните. Это связано с тем, что специальных нормативных требований к локальным актам, которые регулируют должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время нет. В то же время формулировка перечня, который представлен в Законе № 44-ФЗ, допускает толковать его расширенно.

    Некоторые нормы все же придется переписать из статьи 38 Закона № 44-ФЗ буквально. Например, пункт об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции сформулируйте так (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ): «высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок».

    Внимание: вносите изменения в должностную инструкцию только с письменного согласия сотрудника.Также отразите в должностной инструкции, что информацию о контрактном управляющем заказчик указывает:в конкурсной документации;

  2. в документации об электронном аукционе;
  3. в извещении о проведении запроса котировок;
  4. в документации о проведении запроса предложений.
  5. участник закупки;общественные объединения, объединения юридических лиц, которые ведут общественный контроль.См. такжеКак создать контрактную службу
  6. Должностной регламент контрактного управляющего государственного заказчика
  7. Должностной регламент контрактного управляющего муниципального заказчика
  8. Приказ о назначении контрактного управляющего​

Если под специалистом по госзакупкам в Вашем случае понимается контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, то сообщаем следующее.Обращаем Ваше внимание, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако с 1 января 2017 года указанные специалисты должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок .

Включать в контрактную службу работников только с высшим образованием, без дополнительного профессионального образование в сфере закупок нельзя, если это не высшее образование в сфере закупок.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Как известно, с 1 июля 2016 года, работодатель обязан применять требования к квалификации и профессиональные стандарты к работнику, который будет заниматься закупочной деятельностью, если таки требования и стандарты установлены (ст. 195.3 ТК РФ). На данный момент, профессиональные стандарты «специалист в сфере закупок» и эксперт в сфере закупок», введены Приказами Минтруда России № 625н и 626н - соответственно.

Давайте же разберемся, какие требования должен предъявлять работодатель к соискателю, желающему работать в сфере закупок и какими профессиональными качествами должны обладать специалист и эксперт в сфере закупок.

Специалист в сфере закупок.

Согласно профессионального стандарта, установленного Приказом Минтруда РФ № 625н, специалист в сфере закупок занимается контролем и управлением закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Исходя из этого, профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков действующих в рамках 44-ФЗ, но и 223-ФЗ.

Трудовые функции выражены в четырех пунктах (обобщенные трудовые функции), каждый из которых имеет конкретизирующие подпункты (трудовые функции):

Справедливости ради стоит отметить, что не все перечисленные трудовые функции относятся одновременно к заказчикам, работающим по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Например, обоснование закупок предусмотрено нормами Закона № 44-ФЗ, а Закон № 223-ФЗ таких мер не предусматривает, однако не возбраняется прописать возможность данной процедуры в положении о закупке. Также, контроль в сфере закупок находится в ведении государственных и муниципальных органов, а не заказчиков.

Однако, воспользовавшись данными из раздела III Приказа Минтруда РФ № 625н, мы можем сопоставить обобщенные трудовые функции, указанные в Приказе с возможными наименованиями должностей, профессий, перечисленных в разделе.

1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления этими работниками их функциональных обязанностей установлены требования о наличии среднего профессионального образования, а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • консультант по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Для этих работников планка требований к образованию уже выше, - требуется высшее образование (бакалавриат), а также дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок).

3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта:

  • ведущий специалист;
  • работник контрактной службы;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения;
  • руководитель контрактной службы;
  • контрактный управляющий.

Здесь, разумеется, требуется уже высшее образование, соответствующее уровню «специалитет», «магистратура» и дополнительное профессиональное образование (по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок). Кроме того, требуется наличие опыта практической работы не менее 4 лет.

4. Контроль в сфере закупок:

  • советник;
  • заместитель;
  • руководитель.

Так же, как и в третьем пункте, эти работники должны иметь высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (полученное по программам повышения квалификации и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. Кроме того, есть и требования к опыту практической работы, а именно - не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Проанализировав эти данные, можно прийти к выводу, что для осуществления закупок по 223-ФЗ, теоретически может хватить одного сотрудника - «ведущего специалиста», который может осуществлять сразу три обобщенных трудовых функции. Безусловно, если заказчик располагает возможностью разделить функции между несколькими работниками, - каждый из них будет выполнять свой набор таких функций, соответствующий его профессиональному уровню.

Как мы уже выяснили ранее, - четвертая обобщенная трудовая функция ни коим образом не относится к заказчикам, работающим по 44-ФЗ или 223-ФЗ, а осуществляется представителями государственных или муниципальных органов.

Стоит отметить также, что для каждой обобщенной функции установлен уровень квалификации, который увеличивается по мере усложнения функциональных обязанностей.

Эксперт в сфере закупок.

В общих сведениях, обозначенных в Приказе Минтруда РФ № 626н, указано, что основной целью вида данной профессиональной деятельности является изучение и оценка предмета экспертизы, подготовка экспертных заключений, консультирование при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Здесь имеется уже три категории обобщенных трудовых функций, которые в свою очередь, включают трудовые функции. Для удобства восприятия, выразим эту информацию в схеме.


Как и в случае рассмотрения профессионального стандарта «специалист в сфере закупок», обратимся к разделу III, но уже Приказа Минтруда РФ № 626н таким же образом сопоставив обобщенные трудовые функции с возможными наименованиями должностей, профессий, представленными в этом разделе.

1. Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • консультант по закупкам;
  • старший специалист по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Для осуществления данных функциональных обязанностей, сотрудник должен обладать высшим образованием на уровне бакалавра, иметь дополнительное профессиональное образование, полученное по программам повышения квалификации в сфере закупок, а опыт практической работы должен составлять не менее трех лет в сфере закупок. И, такой работник должен соответствовать 6 уровню квалификации.

2. Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • эксперт по закупкам;
  • контрактный управляющий.

Здесь работник соответствует 7 уровню квалификации, имеет высшее профессиональное образование (специалитет, магистратура), прошел дополнительное профессиональное образование по программам повышения и (или) программам профессиональной переподготовки в сфере закупок. А опыт практической работы этого работника в сфере закупок должен составлять не менее 4 лет.

3. Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

  • заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
  • руководитель/директор (управления, департамента, организации);
  • контрактный управляющий;
  • руководитель контрактной службы.

Работник, осуществляющий данные функции должен соответствовать 8 уровню квалификации, иметь высшее образование (специалитет, магистратура), пройти дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовке в сфере закупок. Опыт практической работы должен составлять не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3 лет.

В основном, функции, обозначенные в данном профессиональном стандарте, применяются сотрудниками различных контролирующих органов. Заказчиками может реализовываться разве что функция по экспертизе исполнения и экспертизе результатов исполнения контракта. При том, это относится только к заказчикам, действующим по Закону № 44-ФЗ, - в частности, согласно ч.3 и ч.4 ст. 94, заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Экспертиза может проводиться как своими силами , так и с привлечением экспертов или экспертных организаций. Функцию по проведению экспертизы силами заказчика может исполнять его контрактный управляющий , уровень квалификации которого как раз соответствует требованиям стандарта.

Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта.

Возьмем для примера данную трудовую функцию и рассмотрим, - какой же работник может ее выполнять согласно профессионального стандарта «эксперт в сфере закупок». согласно части 3.2.2 профессионального стандарта, работник выполняет определенный набор трудовых действий , обладает необходимыми умениями , вооружен набором необходимых знаний , а также соответствует определенным этическим нормам .

Трудовые действия , которые осуществляет работник, заключаются в осуществлении экспертизы выполнения контракта, соответствия выполненного контракта установленным в контракте условиям, осуществлении проверки соответствия качества товаров, работ, услуг, установленным в контракте условиям. Кроме того, данный работник занимается составлением и оформлением по результатам экспертизы, документа в виде заключения.

Из рассмотренных нами трудовых действий, вытекают требования к необходимым умениям работника, который должен уметь использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций. И, само собой разумеется, выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта и результаты выполненного контракта, также, выявлять нарушения качества товаров, работ, услуг. А по результатам проведения экспертизы - составлять и оформлять заключение.

Для того, чтобы выполнять упомянутые нами трудовые функции, работник должен обладать необходимыми знаниями :

  • требований законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
  • основ гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
  • экономических основ и особенностей ценообразования на рынке по направлениям;
  • основ бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
  • основ статистики в части применения к закупкам;
  • особенностей составления закупочной документации;
  • порядка установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг (по направлениям);
  • особенностей претензионной работы;
  • методологии проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта;
  • этики делового общения и правил ведения переговоров;
  • дисциплины труда и внутреннего трудового распорядка;
  • требований охраны труда.

Важной чертой настоящего профессионала, помимо безукоризненного выполнения поставленных задач, конечно же является соблюдение им этических норм. Так, эксперты в сфере закупок должны:

  • соблюдать конфиденциальность информации, согласованную с заказчиком;
  • соблюдать этику делового общения;
  • занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;
  • выполнять экспертизу объективно и беспристрастно, без чета личных интересов;
  • не скрывать и не игнорировать достоверные факты, которые опровергают логику проводимых исследований и расчетов при экспертизе;
  • не разглашать материалы рабочих исследований без согласования с работодателем;
  • не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте и в отношениях с заказчиком;
  • не совершать действий, которые наносят урон репутации организации;
  • не совершать действий, которые дискредитирую профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

Как мы можем убедиться, профессиональные стандарты не просто описывают трудовые функции, которые должен выполнять тот или иной работник, а приводят в соответствие этим трудовым функциям различные профессиональные качества, которым должны соответствовать специалист в сфере закупок и эксперт в сфере закупок. Рассматривая своего рода портрет работника, работодатель сможет наиболее точно сориентироваться в выборе искомого им специалиста. А последний, в свою очередь имеет ориентиры, опираясь на которые он сможет не только привести свой профессиональный уровень в соответствие занимаемой должности, но и понимать, какие шаги необходимо предпринять для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Подробно ознакомиться с профессиональными стандартами вы можете по ссылкам:

На сегодняшний день, с вступлением в силу Закона о контрактной системе (Закон №44-ФЗ), сфера госзаказа стала очень популярной и привлекает все больше людей. Среди них есть те, кто только выбирает специализацию, есть люди, которые, уже имея за спиной опыт в другой области, меняет профессию кардинально, в надежде добиться больших результатов. Очень часто мы выбираем профессию по ее внешним признакам и атрибутам, исходя из стереотипов. Определяя свою будущую специализацию, люди попадают в ловушку своих представлений, которые не имеют ничего общего с реальностью. Ситуация с такой профессией как специалист по госзакупкам ничем не отличается. О желательных личных качествах сотрудника контрактной службы уже говорилось в статье . Задача этой статьи - коротко рассказать об особенностях работы и функционале контрактного управляющего в госзакупках со стороны заказчика.

Кто такой контрактный управляющий

Закон о контрактной системе ввел такое понятие, как контрактный управляющий. Информация и ажиотаж в отношении этой темы в средствах массовой информации и личном общении создает впечатление, что контрактный управляющий — это высокооплачиваемая должность, работа в госзакупках несложная, очень престижная и разобраться в этой теме можно достаточно быстро. А как все обстоит на самом деле?

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием. Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий. Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль. При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Функционал контрактного управляющего

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Что скрывается за общими формулировками? Довольно много обязательной рутинной работы. Подготовка документов, сбор информации, взаимодействие с сотрудниками, консультации с поставщиками, размещение информации в сети Интернет, возможно визиты в контролирующие органы и суды и другие заботы.

Следует отметить, что госзакупки можно формально разделить на три больших блока:

  1. Планирование
  2. Осуществление закупок
  3. Заключение, исполнение, изменение, расторжение контракта.

Это очень грубое, но между тем основополагающее деление Закона о контрактной системе. Там есть и другие направления, такие как мониторинг, аудит, контроль, но это либо косвенно относится к этим трем блокам, либо не имеет прямого отношения к Заказчику.

Работа контрактного управляющего для каждого учреждения имеет специфику. Начнем с того, что для понимания различий заказчиков лучше условно разделить на три категории - крупных, средних и мелких и рассмотреть их отдельно.

Система государственных закупок в России к сегодняшнему дню претерпела множество изменений. Изменение государственного устройства с начала 90-х годов ХХ века в стране изменило и подход к институту государственных закупок. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный Федеральный закон предполагает комплексный подход к закупкам товаров (работ и услуг) для государственных и муниципальных заказчиков. Такого подхода ждали давно, но как всегда, теоретическое желание это одно, а реальное исполнение — совсем другое. Действовавший ранее Федеральный закон от 21.07.2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентировал только непосредственно размещение заказов. Ныне действующий закон 44-ФЗ регламентирует весь процесс закупок, начиная от планирования и заканчивая контролем. Поле деятельности обширное и неровное, давайте разбираться.

Наличие закона и соответствующих правил уже потребовало специфических знаний как от представителя заказчика, так и от сотрудников компаний, которые хотят участвовать в конкурсах в качестве исполнителей. На текущий момент коммерческий рынок становится меньше, на этом фоне бюджетные заказы становятся все интереснее, ради них имеет смысл изучить процедуры закупок. Тем более, что невозможность выиграть в конкурсе, играя по закону, сильно преувеличена. Конкурсы по закону 44-ФЗ выигрывать вполне возможно, особенно если не делать глупейших ошибок в оформлении документов. С другой стороны, бюджетники нуждаются в поставщиках, которые могут играть по новым правилам.

Специалист по закупкам — кто он?

Поговорим о желательных качествах сотрудника, который занимается конкурсами.

Допустим, именно сейчас вы захотели сменить сферу деятельности и занялись вопросами государственных закупок. На стороне заказчика или поставщика вы собираетесь работать, пока не важно. С чего начать? И стоит ли Вам этим заниматься? На мой взгляд, для начала надо критически оценить свои способности. Процедуры госзакупок становятся достаточно сложными и механическим выставлением коммерческого предложения или их сбором отделаться не получится. На текущий момент работа с госзакупками — это достаточно «пыльная» работа, которая требует наличия определенных личных и профессиональных качеств.

Первое качество специалиста по госзакупкам - это . Кроме неизбежной «работы с бумажками» вам придется много общаться с поставщиками или заказчиками, а значит у Вас должна быть грамотная связная речь, умение слушать и слышать, то есть навыки коммуникации, доброжелательность и сообразительность. Мы все разные, мы все неидеальные, поэтому на другой стороне или другом конце провода может оказаться кто угодно. Может оказаться, что трудности собеседника в плане общения могут оказаться вашими трудностями.

Второе качество . Вам следует знать основы гражданского права и иметь хотя бы минимальные знания бухгалтерского учёта. Крайне желательно, чтобы у вас был опыт работы с договорами и сопутствующей технической документацией. Будьте очень аккуратны с документами, работая как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика. Санкции за нарушения закона №44-ФЗ прописаны вполне конкретно, в том числе не только к юридическому лицу, но и по отношению к самому специалисту. Когда мы говорим «минимальные знания», это означает, что необходимо понимать, где можно найти требуемую информацию и у кого можно узнать то, что необходимо. Если будет у кого спросить 🙂 Отсюда вытекает еще одно качество - способность к самообучению.

Третье качество — обучаемость, которая позволяет быстро добирать те знания, умения и навыки, которых не хватает изначально. Если вы предпочитаете учиться самостоятельно, то следует начать, конечно же, с буквы самого Закона №44-ФЗ. Далее вам на помощь придут форумы по вопросам госзакупок. Основных площадок для этого не много, но много их и не нужно. Например, я, в основном, пользуюсь двумя. Учтите, что на форумах надо а) внимательно следить за логикой и течением мысли обитателей, иногда это сложно уловить, б) изучать законные основания, на которых строят свои рекомендации ваши коллеги с форума. Люди часто ошибаются. Из плюсов - на форумах попадается хороший наглядный материал. Кроме того, на просторах интернета можно найти немало вебинаров, семинаров в записи, также можно получить доступ к онлайн трансляциям, в том числе бесплатным. Статья на данном сайте также не последняя на эту тему.

Четвертое качество — системное мышление. Я считаю, что сложными вопросами должны заниматься преимущественно люди с инженерным образованием, которые воспринимают окружающий мир с помощью логики и системного подхода, а не через эмоции. У «технарей» и «физиков», на мой взгляд, мысль наиболее структурирована. Это то, что нужно, когда приходится регулярно собирать головоломки из статей «сырого» закона, советов коллег и здравого смысла, чтобы корректно и эффективно провести все процедуры.

Работа с госзакупками — с чего начать?

Многое зависит от того, на какой стороне предстоит работать. Цели и задачи у поставщика и заказчика сильно отличаются, поэтому отличается функционал и специфика работы. И у поставщика и у заказчика есть свои сложности. Исходя из своего опыта могу сказать, что работать со стороны заказчика намного сложнее и ответственнее. Практика применения и разъяснения относительно закона 44-ФЗ приводят только к увеличению объема работ с каждым годом. Что касается работы со стороны поставщика, то здесь очень многое зависит от целей и задач самой организации.

В любом случае, первым желательным действием до начала практической работы должно стать прохождение курсов повышения квалификации. Нужно понимать, что само по себе получение свидетельства об окончании курсов на практике почти ничего не даст, это не тот случай. Во-первых, для нормальной работы все равно необходимо получить набор знаний, во-вторых, в данном направлении придется продолжать учиться постоянно. Что касается необходимого количества часов курсов по 44-ФЗ и актуальности информации по этому поводу от продвигающих свои услуги организаций, то это отдельная тема 🙂

Прошло меньше года с момента вступления в силу закона 44-ФЗ, а уже принято несколько федеральных законов с поправками к нему. Получение актуальной информации возможно из свежих статей в профильных изданиях, а также различных бесплатных семинарах и вебинарах в Сети. Помимо этого, существует множество платных интернет-ресурсов, но их использование зависит от размера вашего кошелька и целеустремленности.

Вопросы, которые стоит решить для себя до начала работы

  • готовы ли вы учиться каждый день, а через несколько лет выяснить что все опять кардинально поменялось и эти знания никому не нужны;
  • готовы ли вы искать возможности для грамотной и квалифицированной деятельности, а не возмущаться несправедливостью;
  • готовы ли вы идти туда, где работать придется за троих (особенно вначале), а получать зарплату за одного.

И помните, незнание закона не освобождает от ответственности!

Open Innovations Expo 31 октября - 2 ноября 2013 года
В Москве, в выставочном центре "Крокус Экспо" с 31...

1.1. На должность специалиста по закупкам принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации и программе профессиональной переподготовки в сфере закупок.

1.2. Специалист по закупкам должен знать:

1) требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;

2) основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;

3) основы антимонопольного законодательства;

4) основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;

5) особенности ценообразования на рынке (по направлениям);

6) методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта;

7) особенности составления закупочной документации;

8) основы информатики в части применения к закупкам;

9) этику делового общения и правила ведения переговоров;

10) дисциплину труда;

11) Правила внутреннего трудового распорядка;

12) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

13) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.3. Специалист по закупкам должен уметь:

1) использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций;

2) создавать и вести информационную базу данных;

3) изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию;

4) обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы;

5) обосновывать начальную (максимальную) цену закупки;

6) описывать объект закупки;

7) разрабатывать закупочную документацию;

8) анализировать поступившие заявки;

9) оценивать результаты и подводить итоги закупочной процедуры;

10) формировать и согласовывать протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

11) работать в единой информационной системе;

12) проверять необходимую документацию для заключения контрактов;

13) осуществлять процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

14) взаимодействовать с закупочными комиссиями и технически обеспечивать деятельность закупочных комиссий;

15) составлять и оформлять отчет, содержащий информацию об исполнении контракта, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта, о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением, об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения, об изменении контракта или о расторжении контракта;

16) осуществлять организацию оплаты/возврата денежных средств;

17) организовывать уплату денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

18) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по закупкам в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 02.12.1994 N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд";

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по закупкам подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:

1) предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

2) подготовка закупочной документации;

3) обработка результатов закупки и заключение контракта.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по закупкам исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет обработку и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги;

2) осуществляет подготовку и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

3) обрабатывает, формирует и хранит данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) формирует:

Начальную (максимальную) цену закупки;

Описание объекта закупки;

Требования, предъявляемые к участнику закупки;

Порядок оценки участников;

Проект контракта;

2) составляет закупочную документацию;

3) осуществляет подготовку и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

4) осуществляет проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

5) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий;

6) осуществляет мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет сбор и анализ поступивших заявок;

2) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;

3) выполняет обработку заявок, проверку банковских гарантий, оценку результатов и подводит итоги закупочной процедуры;

4) подготавливает протоколы заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;

5) осуществляет публичное размещение полученных результатов;

7) осуществляет проверку необходимой документации для заключения контрактов;

8) проводит процедуры подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);

9) осуществляет публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

10) подготавливает документ о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта;

11) организовывает:

Осуществление оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях;

Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих должностных обязанностей специалист по закупкам должен соблюдать следующие этические нормы:

1) соблюдать конфиденциальность информации;

2) соблюдать этику делового общения;

3) занимать активную позицию в борьбе с профессиональной недобросовестностью;

4) не разглашать материалы рабочих исследований;

5) не создавать конфликтные ситуации на рабочем месте;

6) не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;

7) не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по закупкам имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по закупкам привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере закупок;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от от 10.09.2015 N 625н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).